Деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание
Основным психологическим механизмом восприятия в межгрупповом (ролевом) общении является процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем (формируется первое впечатление). Под социальным стереотипом (установкой) обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания (семья, школа и др.). а не познавательной активности человека. Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1. Они предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.
Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А. А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип. Например, говорили: «Сейчас вы увидите портрет преступника» или «...портрет героя» и т. д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали его заметного влияния 54%, активно сопротивлялись предлагаемому стереотипу 10,7%. Вот какие портретные характеристики были даны молодому человеку, изображенному на фотографии: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед» (установка на стереотип «преступник»); «Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит; ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя на нем и не военная форма (одет в клетчатую рубашку)» (установка— «герой»). Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе мало информативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
2. Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.
Так, например, у каждого более или менее опытного продавца формируется набор стереотипов покупателей типа «внимательный» —«рассеянный»; «придирчивый»;
«вежливый»—«хамоватый» и т. д., что позволяет продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим образом.
3. Каждый социальный стереотип включает в различных пропорциях описание, предписание и оценку ситуации, что вполне соответствует компонентам человеческого «я» - разума, воли и чувств.
4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше. Не с этим ли связана неспособность многих россиян брать на себя ответственность и искать причины своих проблем в себе?
5. И наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в- большей степени попадаем под влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип. В качестве примера можно сравнить расхожее мнение о женщинах легкого поведения и отношение к ним сотрудников милиции, вынужденных по долгу службы регулярно с ними общаться: их оценка представительниц этой профессии более объективна.