Виды, этапы и законы коммуникаций
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности невозможно без представления об участниках, стадиях и элементах коммуникационного процесса.
В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:
— отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
— сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;
— канал как средство передачи информации;
— получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс является наиболее сложным, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
1) зарождение идеи (Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации);
2) кодирование и выбор канала (До того как передать идею, отправитель должен с помощью символов произвести процесс ее кодирования, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Именно в процессе кодирования идея приобретает форму сообщения);
3) передача (Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций);
4) декодирование (Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя)