Формула дисконтированной (приведенной) стоимости

Fn — денежное поступление в году n;

Р — текущая (приведенная) стоимость, т.е. оценка величины Fn с позиции текущего момента;

r — ставка дисконтирования.

 

5. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

 

Понятие расходов и их разновидности

 

В экономической теории и практике расходы рассматриваются в двух ракурсах:

Как основа затратообразования, т.е. расходы, вычитаемые из доходов при определении финансового результата (прибыли/убытка);

Как платежи (отток денежных средств), т.е. все виды платежей хозяйствующего субъекта текущего и инвестиционного характера.

 

Группировка расходов

 

Перечень вычитаемых расходов, т.е. расходов, участвующих в формировании финансового результата, определен в Налоговом кодексе в главе «Налог на прибыль организаций». Он включает:

-Расходы, связанные с производством и реализацией;

-Внереализационные расходы.

Расходы на производство и реализацию подразделяются на:

Материальные расходы:

Расходы на оплату труда;

Суммы начисленной амортизации;

Прочие расходы:

 

К внереализационным расходам, учитываемым при определении финансового результата, относятся:

- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

- расходы, связанные с выпуском и обслуживанием собственных ценных бумаг;

- курсовые разницы (отрицательные);

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы в виде санкций за нарушение договорных обязательств (кроме обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды);

- расходы по оплате услуг банков;

- расходы по операциям с финансовыми инструментами;

- формирование резерва по сомнительным долгам и др.

 

 

Переменные и постоянные расходы. Анализ безубыточности.

 

Для целей управления затратами и результатами чрезвычайно важное значение имеет их разделение на постоянные и переменные. В основе разделения — степень эластичности к объему деятельности. Разделение расходов на постоянные и переменные используется для изучения влияния объема производства на затраты:

Вместе с тем в хозяйственной практике широко применяются разделение расходов на прямые и косвенные.

Разделение расходов на постоянные и переменные, прямые и косвенные — важное звено операционного анализа — позволяет провести анализ безубыточности.

Анализ точки безубыточности называют еще методом критического объема продаж, методом «мертвой точки» или «порога безубыточности». Анализ точки безубыточности направлен на определение того объема производства и реализации, при котором предприятие окупает свои издержки, но еще не делает прибыли. Это и есть точка безубыточности.

 

 

Основы операционного анализа

 

Операционным анализом называют анализ «Издержки—Объем—Прибыль», отслеживающий зависимость финансовых результатов от издержек и объемов деятельности.

Операционный анализ строится на делении издержек на постоянные и переменные и служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными расходами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну. Основными инструментами анализа являются такие понятия как операционный рычаг (операционный или производственный леверидж) и финансовый рычаг (финансовый леверидж).

 

Основы маржинального анализа затрат

 

Маржинальный анализ основывается на определении финансового результата в зависимости от изменения отдельных факторов, влияющего на него. В основе маржинального анализа — разделение затрат на постоянные и переменные. С помощью этого анализа определяют финансовый результат в зависимости от варьирования уровнем продаж, уровнем цен, управляемыми затратами — каждым фактором в отдельности и их совокупностью в различном сочетании.

 

Варьирование управляемыми расходами. До определенной степени Фима может управлять связью между постоянными и переменными расходами. Так, можно закупить новое оборудование. Что приведет к увеличению постоянных расходов, но позволит уменьшить переменные расходы. Варьирование управляемыми расходами позволяет определить, что больше влияет на прибыльность/безубыточность: дополнительные постоянные расходы или экономия на переменных расходах.

 

6. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

 

Классификация активов

 

Для осуществления деятельности каждая организация должна располагать имуществом, принадлежащим ему на правах собственности — активами. Активы — совокупные имущественные ценности, используемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. С позиций ФМ активы классифицируются по следующим признакам:

Признак Содержание
1.По формам функционирования Материальные активы Нематериальные активы Финансовые активы
2. По характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота Оборотные активы Внеоборотные активы
3. По характеру обслуживания видов деятельности Операционные активы Инвестиционные активы
4. По характеру финансовых источников формирования Валовые активы Чистые активы
5. По характеру владения Собственные активы Арендуемые активы
6. По степени ликвидности Абсолютно ликвидные активы Высоколиквидные активы Среднеликвидные активы Слаболиквидные активы Неликвидные активы

 

Оптимизация структуры активов

 

Управление активами должно решать две основные задачи: оптимизация состава и структуры активов и повышение эффективности их использования. Цель такой оптимизации — повышение совокупной потенциальной способности активов генерировать операционную прибыль. При этом на первом этапе оптимизируется соотношение внеоборотных и оборотных активов, используемых в операционной деятельности; на втором этапе — соотношение между активной и пассивной частью внеоборотных активов; на третьем этапе — соотношение трех основных видов оборотных активов (запасов, дебиторской задолженности, денежных активов).

 

 

Управление внеоборотными активами

 

В финансовом плане управление внеоборотными активами заключается главным образом в своевременной и оптимальной политике их обновления, которое может осуществляться с помощью амортизации, реинвестирования прибыли и выбора варианта обновления — приобретение активов в собственность или их аренда (лизинг).

 

Управление оборотными активами

 

Оборотные активы представлены во втором разделе баланса. Они включают:

- Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, товаров;

- Дебиторскую задолженность;

- Денежные средства и их эквиваленты;

- Прочие виды оборотных активов.

 

Дебиторская задолженность может складываться по взаиморасчетам:

- С покупателями при отгрузке продукции, товаров, работ, услуг без предоплаты;

- С поставщиками по предоплате (авансам выданным);

- С бюджетом по авансовым платежам;

- С персоналом при авансовых выплатах заработной платы, наличии подотчетных сумм и предоставлении ссуд.

Состав и размер денежных активов, которыми оперирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, решает ряд задач:

- обеспечение текущих платежей, связанных с операционной деятельностью, — этой цели служит операционный (трансакционный) остаток денежных средств;

- страхование рисков, связанных с несвоевременным поступлением средств от операционной деятельности и необходимостью поддержания постоянной платежеспособности по неотложным финансовым обязательствам, — этой цели служит страховой (резервный) остаток денежных средств;

- спекуляции на рынке краткосрочных финансовых вложений — этой цели служит инвестиционный (спекулятивный) остаток денежных средств;

- формирование неснижаемого уровня денежных активов — этой цели служит компенсационный остаток денежных активов, который создается в соответствии с условиями соглашения с банком, осуществляющим расчетное обслуживание и предоставляющим различные финансовые услуги.

 

Эффективное управление денежными средствами — одно из важнейших направлений финансового менеджмента, т.к. движение денег по схеме «приход-расход» является первоосновой, в результате чего возникают финансы и финансовые отношения. В отечественной теории наиболее употребимо понятие «затраты- результаты». Такая расстановка приоритетов исходит из многочисленных бухгалтерских и налоговых нормативных актов. Игнорирование этих норм приводит к серьезным проблемам в виде штрафов за завышение затрат и занижение прибыли и налога не прибыль.

 

7. УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ

 

Экономическая сущность и классификация пассивов

 

Пассивы представляют собой источники финансирования деятельности предприятия, обеспечивающие формирование его активов. Источники финансирования образуют совокупный капитал, который можно классифицировать по ряду признаков:

1. По источникам привлечения:

Национальный капитал;

Иностранный капитал.

2. По форме собственности:

Государственный капитал

Частный капитал

3. По принципу формирования:

Акционерный капитал (АО).

Паевой капитал (ООО, коммандитные товарищества).

Индивидуальный капитал.

4. По принадлежности предприятию:

Собственный капитал;

Заемный капитал

5. По целям использования:

Производительный капитал (инвестированный в операционные активы);

Ссудный капитал (инвестированный в денежные и фондовые инструменты);

Спекулятивный капитал (для финансовых операций, основанных на разнице в ценах).

6. По формам инвестирования:

Капитал в денежной форме;

Капитал в материальной форме;

Капитал в нематериальной форме.

7. По объекту инвестирования:

Основной капитал;

Оборотный капитал.

8. По характеру использования собственниками:

Реинвестируемый (накапливаемый);

Потребляемый капитал.

9. По соответствию правовым нормам:

Легальный капитал (отражаемый в налоговом учете);

«теневой капитал» (не попадает под налогообложение).

 

Стоимость пассивов и принципы ее оценки

 

Стоимость пассивов это цена, которую необходимо заплатить за их привлечение из различных источников. Эта цена определяется как совокупность операционных или инвестиционных затрат по обслуживанию того или иного источника финансирования. Обычно стоимость капитала выражается в относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности — в процентах.

Существуют два подхода к управлению структурой капитала:

Традиционный подход признает оптимальной ту структуру капитала, при которой минимизируется его средневзвешенная стоимость и, следовательно, максимизируется рыночная стоимость организации;

Теория Модильяни-Миллера основывается на обратном — при некоторых условиях стоимость фирмы и стоимость капитала не зависят от структуры пассивов, следовательно, структуру источников пассивов нельзя оптимизировать

Развитие этих теорий привело к появлению компромиссной модели, в соответствии с которой привлечение заемных средств, способствующее минимизации средневзвешенной стоимости капитала, на определенном этапе повышает стоимость компании. Однако по мере увеличения риска возрастают затраты, связанные с агентскими отношениями и финансовыми затруднениями, что нивелирует положительный эффект заемного финансирования. Увеличение степени риска не всегда приемлема для собственников.

При достижении некоторого критического уровня доли заемных средств, при котором рыночная стоимость компании максимальна, любое финансовое решение, связанное с дальнейшим уменьшением доли собственного капитала, приводит к ухудшению положения компании, что связано с ростом уровня финансового левериджа.

 

Управление собственным капиталом

 

Собственный капитал действующего предприятия может быть представлен уставным фондом, резервным и добавочным капиталом, целевыми финансовыми фондами и нераспределенной прибылью. Размер уставного капитала декларируется в учредительных документах. Для ООО, ЗАО, АО, банков минимальный размер уставного фонда регулируется законодательством.

Резервный капитал представляет собой часть собственного капитала, предназначенного для внутреннего страхования деятельности. Может создаваться либо в обязательном порядке по законодательству (в ОАО и организациях с участием иностранный инвестиций), либо в том случае, если это предусмотрено учредительными документами. Согласно закону «Об акционерных обществах» величина резервного капитала определяется в уставе общества и не должна быть менее 15% уставного капитала.

Формирование резервов осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений до установленного размера. Величина отчислений определяется в уставе, но не может быть по законодательству менее 5% чистой прибыли.

Законом «Об акционерных обществах» предусмотрены следующие направления использования резервного капитала:

- покрытие убытков.

- погашение облигаций общества.

- выкуп собственных акций в случае отсутствия других средств.

Добавочный капитал формируется в результате прироста стоимости внеоборотных активов (по результатам переоценки), а также в результате расхождений в продажной и номинальной стоимости акций в процессе формирования уставного капитала (эмиссионный доход). Еще одним компонентом добавочного капитала могут выступать безвозмездно полученные ценности. Этот вид собственного капитала образуется, главным образом в организациях с высокой долей внеоборотных активов при высоком уровне их обесценения (в результате инфляционных процессов), а также в АО, формирующих уставный капитал в порядке открытой продажи акций.

Направления использования добавочного капитала:

- погашение снижения стоимости ОС производственного назначения в результате их переоценки;

- погашение убытка от безвозмездной передачи имущества другим организациям.

- увеличение уставного капитала;

- погашение убытка отчетного года;

- распределение между участниками организации.

Целевые финансовые фонды образуются при поступлении финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Нераспределенная прибыль представляет собой часть прибыли, не использованной на потребление собственниками и персоналом. Эта прибыль предназначена для капитализации, для реинвестирования в хозяйственную деятельность.

 

Управление заемным капиталом

 

Использование заемного капитала позволяет существенно расширить масштаб деятельности организации.

Заемный капитал характеризует в совокупности объем финансовых обязательств организации, общую сумму долга.

По долгосрочным заемным обязательствам срок погашения превышает 12 месяцев. Учитывая финансовую нестабильность, высокие предпринимательские риски, долгосрочные ссудные операции не получили в России широкого распространения.

Различают множество форм привлечения заемного капитала: все виды банковских кредитов, облигационный займ, товарный (коммерческий) кредит, внутренняя кредиторская задолженность.

В странах с развитым финансовым рынком применяются следующие виды банковских кредитов:

-бланковый (необеспеченный) кредит; в качестве обеспечения по этому кредиту выступают не материальные ценности, а наиболее ликвидная часть оборотных активов, генерирующая денежный поток организации — дебиторская задолженность и средства на счетах в этом же банке;

-овердрафт, допускающий отрицательное сальдо на расчетном счете; при этом устанавливается предельный размер отрицательного сальдо и кредитный процент;

-сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга; график такого кредита предусматривает ежемесячное обслуживание долга и ежемесячное погашение основной суммы долга;

-кредитная линия; в данном случае кредит оформляется без привязки к конкретным срокам его использования; в кредитном договоре оговаривается предельная сумма кредита и процентные ставки по нему; предприятие же используется этот кредитный ресурс по мере возникновения реальной потребности.

-револьверный (автоматически возобновляемый) кредит, предусматривающий как поэтапную выборку кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему, а также возможность многократных заимствований в течение периода действия кредитного договора;

-онкольный кредит предоставляется заемщику без указания срока использования с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора;

-ломбардный кредит предоставляется под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных ценных бумаг и т.п.); размер кредита соответствует в этом случае части стоимости переданных в заклад активов;

-ипотечный кредит — долгосрочный займ под залог внеоборотных активов; при этом заложенное имущество используется предприятием, но оно страхуется в полном объеме в пользу банка;

-ролловерный кредит — вид долгосрочного кредита с периодическим пересмотром процентной ставки по мере изменения конъюнктуры финансового рынка;

-консорциумный кредит — привлечение средств других банков для обслуживания кредитной потребности предприятия-клиента с соответствующим перераспределением суммы процентов по обслуживанию долга.