Конституционные основы законодательства РФ в сфере культурной политики.
Конституция Российской Федерации в статьях 39-44 провозглашает культурные права граждан:
· право на образование;
· свобода интеллектуального (художественного, научного и технического) творчества, ведение исследований и преподавания;
· право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.
Право на образование. В соответствии со ст.43 Конституции РФ "каждый человек имеет право на образование". Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В ст.43 п.З Конституции РФ установлено также, что "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии".
Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Основные принципы организации и функционирования системы образования установлены Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года.
Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст.44 Конституции РФ каждому человеку "гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Гарантии реализации свободы творчества закреплены в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года.
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям является конституционным правом каждого. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, оно представляет собой гарантированную государством возможность каждого свободно использовать весь комплекс культурных благ, то есть услуг, предоставляемых организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения своих культурных потребностей; приобщаться к культурным ценностям, в том числе находящимся в государственных библиотечных, музейных, архивных фондах, иных собраниях во всех областях культурной деятельности.
Это право реализуется путем участия в разнообразных формах культурной жизни (организация, проведение и участие в выставках, семинарах по вопросам культуры, работе в различного рода культурных учреждениях, фондах; создание и посещение музеев, памятников культуры и т.д.).
Государство конкретизирует данное конституционное право путем закрепления в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года отдельных субъективных прав граждан и организаций. К ним относятся:
• право на творчество (ст. 10);
• право на личную культурную самобытность (ст. 11);
• право на приобщение к культурным ценностям (ст. 12);
• право на гуманитарное и художественное образование;
• право собственности в области культуры (ст. 14);
• право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры (ст. 15);
• право создавать общественные объединения в области культуры (ст. 16);
• право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности (ст. 17);
• право на культурную деятельность в зарубежных странах (ст. 18);
• право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей (ст. 20);
• право на культурно-национальную автономию (ст. 21).
Каждый человек, устанавливает статья 44 п.З Конституции РФ, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
Статья 42 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.