Приднестровье в 1992-1995 годы

Начиная с июля 1992 г., на развитие событий в Приднестровье в значительной степени оказывала влияние политическая фигура командующего 14 ГОА РФ генерала А.И.Лебедя.
Появившись в Приднестровье в конце июня 1992 г, генерал-майор Лебедь 3 июля выступил на пресс-конференции в Тирасполе и охарактеризовал ситуацию следующим образом: «… Я официально докладываю, что здесь, на территории Приднестровья, нет ни посткоммунистического, ни прокоммунистического, ни неокоммунистического, никакого другого режима. Здесь просто живут люди, которых систематически иезуитски и зверски уничтожают таким способом, что эсесовцы образца 50-ти летней давности просто сопляки. Военный Совет армии располагает обширными кинофотовидеоматериалами и готов предоставить их для рассмотрения любой комиссии, назначенной международным сообществом…

На эту благодатную землю легла тень фашизма. Я считаю, что бывшая огромная страна должна об этом знать. И должна вспомнить чего ей стоило 47 лет назад сломать фашизму хребет. И должна вспомнить о том, чем оборачиваются уступки фашизму и должна принять все меры к тому, чтобы фашисты заняли свое место на столбе». Главным программным тезисом речи А.И. Лебедя стал «вооруженный нейтралитет» российской армии. Усилиями руководства 14-й армии в значительной мере способствовали прекращению позиционных боев. С этого момента А.И. Лебедь стал пользоваться безграничным доверием и поистине всенародной любовью приднестровцев, как «человек, остановивший войну». Он, в частности был удостоен звания «человек 1992 года», а в сентябре 1993 г. был избран депутатом Верховного Совета ПМР.

Однако назначение «решительного» генерала Лебедя, взамен «нерешительного» командующего 14-й армии Неткачева преследовало далеко идущие планы: не допустить массового перехода под юрисдикцию ПМР частей 14-й армии (тем более, что примеры уже были, - так, саперный батальон, расположенный в с. Парканы под командованием полковника И.Дудкевича, перешел под юрисдикцию ПМР ____ июня 1992 г.).

Кроме того, определенные политические круги России, делавшие ставку на реинтеграцию Молдавии, были заинтересованы в смене несговорчивого руководства ПМР. Был разработан план по его «смещению».

Уже в ноябре 1992 г. в «Литературной газете» появляется статья И.Гамаюнова, в которой впервые выдвигаются обвинения в коррупции в адрес руководства ПМР. Затем последовал скандал, связанный с заявлением председателя Верховного Совета ПМР Г.С.Маракуца о том, что А.И.Лебедь предложил ему участвовать в государственном перевороте, с целью «свержения» Президента ПМР И.Н.Смирнова.

А.И. Лебедь вместе с военным комендантом г. Тирасполя полковником М.Бергманом провел пресс-конференцию, на которой в качестве сенсации говорилось о том, что министр государственной безопасности В.Шевцов и зам. Министра внутренних дел Н.Матвеев выдают себя не за тех, кем они являются на самом деле, что их настоящие фамилии Антюфеев и Гончаренко. В.Ю.Антюфеев и Н.С.Гончаренко, действительно, вынуждены были жить в Приднестровье под псевдонимами, ибо они стали персонами нон-грата в Латвии после того, как вплоть до августа 1991 г. более 80% личного состава МВД Латвии, отказывались присягать на верность независимой Латвийской республике.

«Разоблачения» генерала Лебедя в условиях политических преследований этих офицеров носили явный оттенок доносительства. Еще больший резонанс было призвано иметь следующее «разоблачение» - заявление А.И.Лебедя о том. Что добровольцы из Приднестровья были в числе защитников Белого дома в ходе октябрьских событий 1993 г. в Москве, после того как 21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин указом № 1400 отменил действие Конституции Российской Федерации и объявил распущенным съезд народных депутатов РФ.

А.И. Лебедь на пресс-конференциях и в выступлениях по кабельному телевидению неоднократно заявлял о «доказательствах отправки в Москву не только боевиков из батальона «Днестр», но и посылки туда оружия», а на чрезвычайной сессии ВС ПМР 14 октября пытался добиться отставки силовых министров ПМР «за причастность к событиям в Москве». Когда это не удалось, он в знак протеста сложил с себя полномочия депутата Верховного Совета ПМР.

Обвинения в адрес руководства ПМР, так и не были им подтверждены документально.

Однако следует отметить, что в течение 1993, 1994 и 1995 г., спекулируя на значительных экономических сложностях ПМР, на кризисных явлениях в экономике, вызывавших определенную социальную напряженность, командующий 14-й армией продолжал попытки создания в ПМР оппозиции. Возглавила оппозиционную группу депутатов Тираспольского Совета народных депутатов С.Мигуля – (одна из руководителей женского забастовочного комитета (1991 г.), с 1992 г. – лидер «Союза женщин в защиту Приднестровья»). Информационный ресурс оппозиции должны были обеспечить газета «Днестровская правда» и кабельное телевидение «АСКЭт», газета 14-й армии «Солдат Отечества». Сколь-нибудь значительной поддержкой, однако, оппозиционно настроенные депутаты не пользовались. А после того, как 19 июня 1994 г. на многотысячном митинге в Бендерах выступление генерала Лебедя было встречено дружным свистом, а также после его демонстративного отказа в феврале 1995 г. от звания «Почетный гражданин г. Бендеры», авторитет генерала в Приднестровье резко пошел на спад.

Однако, никто и никогда в Приднестровье не ставил знака равенства между имевшим большие политические амбиции и планы российским генералом (1996г. – А.И.Лебедь баллотировался на пост Президента Российской Федерации) – и проблемой российского военного присутствия в Приднестровье.

Позиция приднестровцев в данном вопросе оставалась неизменной: Россия является главным гарантом поддержания мира в регионе.

В 1995 году, когда было еще очень свежо воспоминание об агрессии Молдовы, крайне остро встал вопрос о выводе из Приднестровья 14-й армии Российской Федерации. 21 октября 1994 года было по этому поводу подписано соответствующее молдо-российское соглашение о статусе, сроках и условиях вывода 14 ГОА Российской Федерации, которым устанавливался срок вывода войск – три года.

В связи с подписанием соглашения у приднестровцев усилилась тревога за свою судьбу, будущее своих детей и внуков. Эта тревога была связана с предполагавшимся выводом армии и планировавшейся передачей части техники и имущества 14й армии Республике Молдова. Это тем более было тревожно, так как в Молдове вновь резко активизировались националистические прорумынские силы. Народ Приднестровья прекрасно понимал, что руководство Молдовы при поддержке ОБСЕ, Совета Европы и особенно США, предпринимает все возможное для скорейшего вывода 14-й армии из Приднестровья, что должно было знаменовать вытеснение России из региона. В условиях, когда ПМР оставалась непризнанным государством, а Молдавия продолжала укреплять свои вооруженные силы, когда в результате подписания Молдавией программы НАТО «Партнерство во имя мира», сфера влияния блока НАТО могла значительно приблизиться к территории России, вывод российских войск являлся несвоевременным и нецелесообразным с точки зрения стратегических интересов самой России.
Молдова все активнее начала оказывать давление на Российскую Федерацию в вопросе «неправомерного нахождения на территории Республики Молдова военного контингента Российской Федерации» (хотя речь шла о территории ПМР)

3 февраля 1995 года Президентом ПМР И.Н.Смирновым был издан Указ № 32 «О дополнительных мерах по недопущению вывоза, вывода с территории Приднестровской Молдавской Республики техники, оборудования, имущества и других материальных средств, приобретенных в 14-й армии Российской Федерации».

Принимая во внимание, подписанное между Российской Федерацией и Республикой Молдова соглашение о порядке и сроках вывода 14-й армии, игнорирования при этом интересов Приднестровья и в целях обеспечения сохранности собственности ПМР, Президент ПМР категорически запретил министерствам, комитетам, управлениям, и другим ведомствам, предприятиям, организациям независимо от форм собственности и физическим лицам вывоз, вывод с территории ПМР техники, оборудования, имущества и других материальных средств, приобретенных в 14-й армии Российской Федерации.

На заседании сессии Верховного Совета ПМР 14 февраля в повестку дня был включен вопрос о 14 армии. Президент ПМР И.Н.Смирнов сказал: «О 14-й армии разговоры идут давно. Наша делегация участвовала на определенных этапах, как приглашенная, но мнение ее не учитывалось.

Договор о выводе 14-й армии подписан. Наше обращение к руководству Российской Федерации оставлено без внимания. Руководство России не производит должных действий в ответ на наши обращения, и договоры, подписанные с Молдовой, практически выполняются. Идет вывод и расформирование 14-й армии. Последние соглашения напрямую касаются материального имущества. Записано: 35% - Молдове, 65% имущества 14-й армии – России. Мы с вами должны четко решить: мы принимали статус 14-й армии Российской Федерации, учитывая, что она находилась на нашей территории (имеется в виду Закон Приднестровской Молдавской Республике «О статусе войск 14-й армии Российской Федерации, дислоцированных на территории ПМР»), у нас с ней отношения, как со своей армией, не как с иностранной. Чье это имущество? Наше. Какие мы можем ставить вопросы? Какие сможем принять меры? Очевидно, нужно очень хорошо поработать депутатской группе. Надо направить запрос депутатам России, чтобы они были в курсе всего, что у нас происходит; запрос в Министерство обороны, почему не утвержденный в парламенте России договор выполняется? Эти соглашения не ратифицированы ни в Думе, ни в Совете Федерации. Мы должны четко определиться: сможем ли мы отстоять 14-ю армию, каким способом? Россия идет на вывод армии, потому что Соединенные Штаты напрямую связывают экономические отношения с Россией с выводом 14-й армии. Все об этом читали и знают. Вот такая ситуация…

Депутат А. Н. Морозов выступил с предложением провести по вопросу о выводе 14-й армии референдум. Сессия приняла решение направить делегацию в Государственную Думу Российской Федерации и провести референдум о выводе 14-й армии в день выборов народных депутатов местных Советов.

14 февраля 1995 года Верховный Совет ПМР принимает постановление №598 «О проведении всенародного референдума на территории Приднестровской Молдавской Республики по вопросу о выводе 14-й армии Российской Федерации». Референдум был назначен на 26 марта.

Командующий 14-й армией А. И. Лебедь, который активно вмешивался во внутренние дела ПМР, будучи организатором и катализатором приднестровской оппозиции того периода, на вопросы журналистов агентства «Интерфакс» по поводу референдума ответил так: «Референдум по выводу армии не может иметь юридических последствий в решении этого вопроса. Он может иметь значение только для Тираспольских лидеров, которые задумали референдум». Налицо явные совпадения с кишиневскими оценками. Генерал Лебедь в своей «борьбе со смирновским режимом» предпочел отмахнуться от результатов волеизъявления приднестровцев, ибо уже был нацелен на «высоты» российской политики. А результаты референдума как раз и показали, что не лидеры, а сам народ искренне желает не допустить вывода российской армии.

В г. Бендеры одновременно с выборами и референдумом о судьбе 14-й армии проводится опрос населения о целесообразности продолжения деятельности правоохранительных органов Республики Молдова на территории Бендерского горсовета. Предложения о проведении референдума по этому наболевшему для бендерчан вопросу (сохранение в Бендерах отдела полиции Республики Молдова было закреплено в Соглашении 21 июля 1992 г.) неоднократно поступали в течение 1993 – 1994 гг. от горожан и общественных организаций.

В г. Рыбница и Рыбницком районе проводился в тот же день опрос населения по вопросу объединения городского и районного Советов народных депутатов.

26 марта, в день проведения референдума, практически все респонденты, отвечая на вопросы корреспондентов, были единодушны: «14-я армия Российской Федерации должна остаться в Приднестровье».

Центральная избирательная комиссия ПМР сообщила, что 26 марта 1995 года состоялся референдум по вопросу о выводе 14-й армии с территории Приднестровской Молдавской Республики. Из 451 455 избирателей, включенных в списки для голосования, в голосовании приняли участие 310 167 (68,7 %). По поводу вывода 14-й армии из 310 167 избирателей, принявших участие в голосовании, свое отрицательное отношение к выводу армии высказали 283 684 человека (90,9%).

В Бендерах – 82,9% голосовавших высказались также против нахождения правоохранительных органов Молдовы на территории городского Совета. В Рыбницком районе 83% избирателей высказали свое положительное мнение об объединении города и района, в городе Рыбница – 76% избирателей, принявших участие в голосовании.

26 апреля Государственная Дума Российской Федерации приняла Постановление о ситуации, сложившейся вокруг 14-й армии. В нем, в частности, говорилось:

«В связи с ситуацией, сложившейся в Приднестровье Государственная Дума отмечает, что 14-я гвардейская общевойсковая армия Вооруженных Сил Российской Федерации выполняет важнейшую функцию по стабилизации обстановки в регионе, предотвращая межнациональные конфликты и защищая мирную жизнь многонационального населения Приднестровья.

Руководствуясь стремлением к международной стабильности, принимая во внимание волеизъявление населения Приднестровья по вопросу о выводе 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных Сил Российской Федерации из региона, а также учитывая связанные с этим организационные, технические и финансовые проблемы, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать, что вывод 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных Сил Российской Федерации из Приднестровья приведет к резкой эскалации напряженности в этом регионе.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять необходимые меры для надлежащего обеспечения и эффективного функционирования 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации принять дополнительные меры политического и экономического характера по нормализации обстановки вокруг Приднестровской Молдавской Республики».

Принятие подобного Постановления Государственной Думы вселяло надежду на то, что руководство Российской Федерации примет к сведению результаты референдума в Приднестровье и не проигнорируют волю приднестровцев, ясно высказавшихся за сохранение российского присутствия в регионе.

В Государственной Думе Российской Федерации 23-24 мая 1995 года прошли парламентские слушания по вопросу вывода 14-й армии. На слушания были приглашены и представители Приднестровской Молдавской Республики. С докладом на слушаниях выступили заместитель Председателя Верховного Совета А. З. Волкова и Вице-президент ПМР А. А. Караман, депутат Верховного Совета ПМР В. Н. Яковлев.

Государственная Дума высказалась за сохранение 14-й армии в Приднестровье, наложив мораторий на ратификацию соглашения о ее выводе и приняла Постановление, в котором обратилась к Президенту России с просьбой приостановить структурную реорганизацию управления армией. Однако уже в июне Президент России Б.Н. Ельцин принял решение о реформировании 14-й армии в оперативную группу российских войск в Приднестровье (ОГРВ). Фрондировавший генерал Лебедь был уволен из ВС России в запас в связи с сокращением должности командующего 14-й армией. ОГРВ возглавил генерал-майор В.Г.Евневич.

В 1999 году на стамбульском саммите ОБСЕ Россия (в лице Президента Б. Н. Ельцина) подписала обязательства вывести свои войска из Приднестровья в 2003 году. Начался вывоз вооружения, боевой техники. Приднестровцы стали свидетелями того, как резали автогеном вполне боеспособные танки… В результате российское военное присутствие сократилось до минимума.

Дипломатические уступки России середины и конца 90-х годов ХХ века, безусловно, были вызваны экономическими причинами. После кризиса 1998 года логически последовали стамбульские соглашения. Слабое экономически государство не в состоянии иметь сколь-нибудь внятную внешнеполитическую стратегию. Остается надеяться на то, что с укреплением экономических позиций Российской Федерации, с продолжением курса на укрепление российских государственных структур, будет день ото дня укрепляться и внешнеполитический имидж России, а значит Россия, объявившая в ноябре 1995 года Постановлением Государственной Думы Приднестровье зоной своих особых стратегических интересов, не позволит вытеснить себя с исконно российских территорий.

В марте 1995 г. в ПМР прошли выборы депутатов местных Советов, а на 24 декабря были назначены выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики. Работала комиссия, готовившая проект новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Пятый съезд народных депутатов всех уровней ПМР, инициаторами проведения которого выступили депутаты местных Советов, прошел в Тирасполе 28 октября 1995 г. На съезд было избрано 528 делегатов, приняли участие в работе съезда 465 делегатов. С докладами выступили Президент ПМР И. Н. Смирнов и Председатель Верховного Совета ПМР Г.С. Маракуца. «Блок патриотических сил» во главе с депутатом Верховного Совета ПМР В.Н. Яковлевым предлагал подготовленный Конституционной комиссией проект новой Конституции ПМР принять не за основу, а к сведению. Данное предложение не было принято съездом, точно так же, как и другое предложение блока – не выносить проект Конституции на референдум.

В выступлении на V съезде Председателя Верховного Совета ПМР Г.С. Маракуцы «О проекте новой Конституции ПМР» говорилось: «Принятие новой Конституции в Приднестровской Молдавской Республике является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в государстве, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция – это основание, стержень и, одновременно, источник развития всего права. На базе Конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, политике и культуре.
Хотя прошло всего три года, возникла необходимость разработки и принятия новой Конституции ПМР. В чем причина? Выше уже говорилось о том, что в значительной степени действующая Конституция исходит из основного принципа – ПМР в составе СССР, которого уже нет, к сожалению.

Исходя из этого, определен принцип приоритета законов СССР (статья 58), обязанность граждан ПМР соблюдать Конституцию СССР (статья 51). Явно устарели статьи, связанные с обороной и безопасностью.

Уже изменены неоднократно принципиально важные разделы по Президенту, Советам народных депутатов. Предстоящие выборы, отражая общее мнение и депутатского корпуса, и населения, должны избрать Верховный Совет по совершенно иному принципу, (в Верховном Совете ПМР второго созыва были две палаты – Палата Законодателей и Палата Представителей) который также должен быть конституционным законом.

Постановлением Верховного Совета еще в 1992 году была образована конституционная комиссия. Она работала по вопросам подготовки предложений Верховному Совету проектов изменений и дополнений в действующую Конституцию ПМР. За это время были обсуждены многие десятки изменений и дополнений, которых требовала сама жизнь. Видоизменять далее действующую Конституцию стало невозможным из-за большого объема. Поэтому Верховный Совет Постановлением №667 от 2 августа 1995 года уточнил состав и функции Конституционной комиссии во главе с Президентом и Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Именно этот состав активно поработал и по существу завершил разработку проекта Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

…Как известно, исходя из порядка принятия конституционных поправок, все конституции в мире делятся на две основные группы. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются быстро и легко. Конституция ПМР 1991 года является именно такой Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия квалифицированным большинством на сессии Верховного Совета. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Конституции. Такое право предполагается предоставить Президенту, Палатам Верховного Совета, а также группе депутатов, численностью не менее одной трети народных депутатов ПМР.

Во-вторых, проект Конституции предусматривает внесение конституционных поправок и пересмотр Конституции только через конституционный референдум. При этом Конституция не может быть пересмотрена (изменена, дополнена) в течение одного года со дня принятия…

…Проект Конституции состоит из преамбулы и 10 разделов.

…Для Приднестровской Молдавской Республики идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон республики принимается не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей, а, прежде всего, для закрепления фундамента статуса человека и гражданина…».

V съезд народных депутатов Советов всех уровней ПМР принял постановление «О проекте новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики». В нем говорилось:
«1. Предложенный Конституционной комиссией проект Конституции Приднестровской Молдавской Республики принять за основу.
2. Опубликовать предложенный проект Конституции в средствах массовой информации.

3. Создать республиканскую комиссию по доработке проекта Конституции, включив в ее состав представителей депутатского корпуса разных уровней и комиссию Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по разработке Конституции.

4. Рекомендовать Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики доработать проект Конституции с учетом замечаний и предложений республиканской комиссии, комиссии Верховного Совета, мнений граждан и вынести ее на референдум 24 декабря 1995 года».

31 октября 195 года сессия Верховного Совета ПМР принимает Постановление №711 «О референдуме»:

«В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О всенародном голосовании (референдуме) Приднестровской Молдавской Республики» Верховного Совета ПМР постановляет:
I. Провести на всей территории Приднестровской Молдавской Республики 24 декабря 1995 года референдум по вопросам:
1. Принятие новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
2. Вступление Приднестровской Молдавской Республики в Содружество независимых государств.

II. Включить в бюллетень для тайного голосования следующие формулировки вопросов, выносимых на референдум и варианты ответов голосующих:
1. Одобряете ли вы новую Конституцию Приднестровской Молдавской Республики?
«Да» «Нет»
2. Вы за вступление Приднестровской Молдавской Республики в Содружество независимых государств и сформированные им межгосударственные структуры?
«Да» «Нет»

Конституционная Комиссия, рассмотрев высказанные замечания еще раз провела постатейную редакционную доработку проекта Конституции. 12 ноября проект Конституции ПМР был опубликован в республиканской газете «Приднестровье» с пометкой «Предложения и замечания направлять в адрес Верховного Совета ПМР или в редакцию газеты «Приднестровье».
Если первому вопросу, выносимому на референдум, СМИ ПМР уделяли достаточно много внимания, то второй – о вступлении ПМР в СНГ – освещался более скромно. Видимо, было это связано с тем, что граждан ПМР не нужно было агитировать за интеграцию со странами Содружества, - приднестровцы, столь болезненно пережившие в свое время гибель великой державы - СССР, разрыв десятилетиями устанавливавшихся экономических связей, трагедию появления пограничных кордонов, больно ударивших по семейным и дружеским связям (в силу юридической непризнанности ПМР эти процессы были для них особенно жесткими), - восприняли идею вступления Республики в СНГ и созданные им структуры с энтузиазмом.

Молдова являлась членом СНГ, но по меткому выражению Председателя Верховного Совета ПМР Г.С.Маракуцы, это был «какой-то полубрачный союз», ибо Республика Молдова игнорировала ряд структур СНГ, в частности оборонный союз. ПМР же была намерена вступить и в экономический, и в политический, и в оборонный союз СНГ.

17 ноября Государственная Дума Российской Федерации принимает постановление «Об обращении Верховного Совета Приднестровья», за которое проголосовали подавляющее большинство депутатов – 265, в котором Приднестровье признавалось зоной особых стратегических интересов Российской Федерации; Президенту Российской Федерации предлагалось рассмотреть вопрос о совместной трехсторонней встрече представителей законодательной и исполнительной властей России, Молдавии и Приднестровья по вопросу признания ПМР независимым суверенным государством. Государственная Дума считала необходимым направить наблюдателей на референдум, назначенный на 24 декабря. Предлагалось также повторно обратиться в министерство иностранных дел Российской Федерации с вопросом о безотлагательном открытии консульского учреждения Российской Федерации в городе Тирасполе.

14 декабря текст проекта Конституции ПМР был принят в целом на сессии Верховного Совета ПМР.

24 декабря 1995 года в ПМР состоялись выборы в местные Советы и референдум.

Результаты референдума, по данным Центральной комиссии по проведению референдума были таковы: из 440665 граждан, включенных в списки, приняли участие в голосовании 256497 человек (58,2%), «ЗА» новую Конституцию ПМР проголосовали 209794 избирателя (81,8%), «ЗА» вступление ПМР в СНГ и созданные им структуры – 232570 избирателей (90,6%).
Главный вывод наблюдателей (депутатов Государственной Думы Российской Федерации) – выборы и референдум состоялись, прошли демократично, в соответствии с действующим Законом, международным стандартом, следовательно их легитимность не вызывает сомнений… Они отметили политическую активность приднестровцев, несмотря на существующие проблемы, тяжелую экономическую ситуацию.

Действительно, несмотря на кризисное состояние экономики ПМР того периода, несмотря на галопирующие цены на продукты питания и рост оплаты за коммунальные услуги, обернувшиеся для граждан необходимостью решения проблем выживания, приднестровцы проявили высокую гражданственность, напрямую участвуя в делах своего государства - Приднестровской Молдавской Республики.

Далеко не все государства СНГ, да и не только СНГ могут похвастаться тем, что их Основные Законы принимались с участием самих граждан, на референдумах.