Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии (речевой амузии)

В связи с тем, что при этой форме нарушения речи имеются трудности усвоения периодического ритма, характерного для стихотворной речи, основной целью логопедической работы является его пробуждение. На начальных этапах работы целесообразна стимуляция чувства метра, т.е. улавливания, запоминания и воспроизведения ритмических групп. Их предъявление должно проводиться по принципу постепенного усложнения: от элементарных до относительно сложных. Модальность, к которой адрессован тот или иной ритмический стимул, может быть слуховой, слухо-зрительной, «двигательной». Особенно эффективны ритмика, танец, пантомимика, аэробика и пр.

На «вербальном» этапе проводится отработка стихотворной речи, тоже постепенно усложняющейся по содержанию и форме. Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем, ее восприятие ребенком не менее важно, чем воспроизведение в собственной речи, поскольку во время слушания у него откладываются нормативные модели (паттерны), разных стихотворных размеров, а, следовательно, способов организации ритма слова и повторяющихся тождественных друг другу синтагм. Без овладения этим ритмом невозможен переход к разноритмическим синтагмам в прозаической фразовой речи.

Таким образом, основными задачами коррекции речи при данной форме дизритмии являются:

1. Отработка умения совмещать слоговую структуру слова с его ударным слогом при его целостном произнесении.

2. Отработка произнесения фраз в словесном ритме (выделяя голосом ударный слог в каждом слове).

 


Рекомендуемый практический материал: