Неоинституциональная теория фирмы.
В 20в. фирма предметом экономических исследовании не являлась. В неоклассической экономической теории, фирма является субъектом экономики или товаропроизводителем максимизирующая доход.
Фирма в неоклассике это черный ящик в который поступают факторы производства.
Проблемы собственности экономической власти, способы реализации экономических интересов, внутрифирменные проблемы не исследовались неоклассиками.
Более того, трансформация ресурсов осуществляется в соответствии с характером производственной функции, следственно предпосылки неокалассического анализа фирмы:
1) Фирма-это рыночный субъект хозяйствования.
2) Цель фирмы – прибыль.
3) Прибыль – это разница между выручкой и издержками.
4) Все действия фирмы рациональны, то есть они обладают информацией, имеют доступ к ресурсам, свободный вход на рынок и выход из него, то есть действует в условиях конкурентной среды.
Собственник и предприниматель представляют одну хозяйственную единицу, следственно, все правомочия, в том числе управления сосредоточены в одних руках.
Все действия фирмы подчинены доходности минимизации издержек, которые можно выразить математически.
Таким образом, фирма в неоклассической теории существует без ТИ, а, следовательно, способна выбрать самую оптимальную комбинацию ресурсов с целью извлечения прибыли.
В неоинституциональной экономической теории главным стал вопрос, о причинах возникновения фирмы, то есть если рыночный механизм способен эффективно решать все проблемы, то почему возникают фирмы.
В 1913г вышла в свет статья Коуза, которая называлась «природа фирмы».
Кроме того, предметом неинституционального анализа стали проблемы:
1) Реальной рыночной власти, распределение основных правомочии по управлению, распоряжению, распределению доходов.
Экономические интересы субъектов фирмы и способы их реализации.