Обеспечение надёжности водителя

 

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. обязан работать надежно.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков.

Могут быть выделены следующие основные на­правления работы по обеспечению надёжности води­телей, поддержанию их профессиональных и психофизиологических качеств, изложенные в документах:

"Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях..." (см. прил. 6) и «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения..." (см. прил. 5).

Подбор водительских, кадров. Здесь в первую очередь учитывается:

- наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- наличие справки о прохождении медицинского освидетельствования;

- соответствие квалификации, опыта и стажа работы водителя требованиям, установленным для конкретных перевозок. Так к управлению автобусами, "осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет (см. прил. 7), к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортных средств данной категории не менее трёх лет [10].

Организация стажировки водителей.

Стажировке подлежат:

- лица, впервые направленные на работу в качестве водителя после окончания учёбы;

- водители, переведённые на новый тип ТС;

- водители, переведённые на новый маршрут автобусных перевозок;

- водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года;

- водители, назначаемые для работы на горных маршрутах.

Стажировка должна проводиться в реальных условиях движения на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

Стажировка осуществляется под руководством водителя-наставника, который подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах на менее 5 лет, легковых и грузовых автомобилей - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника, и назначается приказом по предприятию. Водитель-наставник ведёт учет работы стажёра, заполняя стажировочный лист, в котором по завершению стажировки оформляется заключение о допуске стажёра к самостоятельной работе. Результаты стажировки заносятся в лицевую карточку водителя.

Продолжительность стажировки (до одного месяца) зависит от стажа работы водителя, срока перерыва, сложности перевозок и определяется индивидуально для каждого водителя. Водитель, не получивший допуск к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы или подлежит увольнению.

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей обеспечивается за счёт прохождения периодического медицинского освидетельствования и контроля состояния водителей перед выездом на линию.

Периодические медицинские освидетельствования водителей проводятся лечебно-профилактическими учреждениями по месту их жительства или работы один раз в 3 года. Руководитель предприятия имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков.

На предприятиях организуются предрейсовые медицинские осмотры водителей, а для водителей автобусов организуются предрейсовые и послерейсовые осмотры. Осмотры проводятся в соответствии с "Инструкцией о проведении предрейсовых осмотров" (прил. 12) медицинским работником или специально подготовленным инструктором по проведению профилактических осмотров водителей. При осмотрах осуществляется сбор анамнеза (опрос- водителя о его состоянии, настроении, жалобах), измерение температуры, артериального давления, частоты пульса, оценка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе. После осмотра в путевом листе ставится штамп о допуске к рейсу и подпись проверяющего. При отклонениях от нормального состояния штамп в путевом листе не ставится, и водитель направляется в лечебно профилактическое учреждение для экспертно-врачебного заключения. Данные о предрейсовом осмотре заносятся в специальный журнал (см. прил. 12).

Соблюдение режима труда и отдыха является важнейшим направлением по обеспечению надёжности водителя. Нормативы устанавливаются трудовым законодательством и "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" [прил. 13]. Продолжительность нормального рабочего времени -8 часов в сутки и 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учёт рабочего времени, при этом продолжительность работы не должна превышать 10 часов в сутки. В случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать доехать до места отдыха, продолжительность смены может быть увеличе­на до 12 часов.

Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов. Средняя эксплуатационная скорость автомобиля на междугородных перевозках установлена в настоящее время 49 км/ч, следовательно, максимальное задание, которое можно дать водителю по пробегу автомобиля, не нарушая его режим труда и отдыха, - 490 км за сутки.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, то в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

В состав рабочего времени водителя включается:

- время управления автомобилем;

- время остановок для кратковременного отдыха;

- подготовительно-заключительное время для вы­полнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию;

- время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля.

В процессе трудовой деятельности водитель пользуется правом на отдых - это:

- кратковременный перерыв на отдых до 15 минут после трех часов непрерывного управления автомобилем (включается в рабочее время водителя), в дальнейшем такой отдых предоставляется не более чем через каждые 2 часа работы;

return false">ссылка скрыта

- длительный перерыв для отдыха и питания (0,5 - 12 часа) предоставляется не позднее чем через 4 часа после начала работы;

- ежедневный (междусменный) отдых не менее 11 - 12 часов;

- еженедельный отдых (выходные дни продолжительностью не менее 42 часов);

- отдых в праздничные дни;

- ежегодный отпуск.

Информирование водителей. Условно можно выделить два основных направления информирования.

1. Обеспечение водителей необходимой информацией об аварийной обстановке в регионе (городе, районе, области) включает сведения:

- - о наиболее характерных ДТП, обстоятельствах их возникновения;

- о местах концентрации ДТП в регионе, опасных условиях движения и работы на маршруте;

- о нарушениях ПДД и других норм БД. Указанная информация периодически (раз в квартал и непосредственно после тех или иных происшествий) доводится до водителей в форме занятий, бесед, а также с применением средств наглядной агитации (плакатов, схем, информационных листков).

2. Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте перевозок. Данная информация доводится до водителей в форме инструктажей и включает сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при се­зонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности водителей по обеспечению БД.

Инструктажи регистрируются в специальном журнале текущих инструктажей. Возможна запись или постановка штампа в путевом листе "Осторожно гололед", "Осторожно туман" и т. п.

Кроме того, на предприятии должны быть организованы вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте (проводятся при приёме водителя на работу и при начале работы на новом месте), а также повторный (проводится не позднее шести месяцев после вводного).

Для водителя автобуса одним из способов представления информации об условиях движения на маршруте является выдача ему перед выездом на линию схемы маршрута с указанием опасных участков и рас­писания движения на маршруте.

Обеспечение условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей осуществляется путём организации ежегодных занятий с водителями по 20-часовой программе (прил. 14). Занятия организуются без отрыва от производства и обязательны для всех водителей. В ходе занятий изучаются основы безопасности управления автомобилем, причины и условия ДТП, особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях, типичные дорожные ситуации повышенной опасности, ответст­венность за нарушение норм и правил, действующих на транспорте.

О прохождении курса занятий и сдаче экзаменов делается отметка в личной карточке водителя. Предприятие имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе.