Письмо Полномочного Представителя СССР в Финляндии члену Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР С. И. Аралову

28 марта 1925 г.

Уважаемый Семен Иванович,

Вопрос о железнодорожной конвенции, который некоторое время тому назад казался приведенным к благополучному окончанию (Прокопе** и Вестерлунд *** говорили мне, что обмен ратификационными грамотами конвенции сможет произойти в ближайшие дни), вновь осложнился. Как и во всех предыдущих случаях, осложнение было произведено финляндским железнодорожным управлением.

Это управление пригласило для новых переговоров о согласовании (давно и не раз согласованных) технических соглашений начальника Октябрьской дороги т. Безруких.

По приезде т. Безруких в Гельсингфорс выяснилось, что финляндское управление радикально переработало вновь все технические соглашения. Но, главное, оно ввело в эти соглашения три принципиальные иовеллы, полностью сводящие на "нет весь смысл железнодорожной конвенции.

Эти новеллы делают [железнодорожное] сообщение фактически перегрузочным и пересадочным, т. е, сводят на нет всю ранее произведенную работу и являются, вообще говоря, явно злостным извращением вопроса (конвенция о бесперегрузочном и беспересадочном сообщении).

Тов. Безруких, руководствуясь моей инструкцией, заявил о полной неприемлемости предложенных (трех) принципиальных изменений и передал управлению письменный протест.

Мы привлекли к делу министерство иностранных дел.

* Содержание этого приказа было доведено до сведения посольства Персии в СССР нотой Народного комиссариата иностранных дел СССР от 2 апреля 1925 г., министерств иностранных дел Турции и Афганистана — нотами полномочных представительств СССР в этих странах соответственно от 7 и 13 апреля 1925 г.

** Министр иностранных дел Финляндии. *** Заведующий бюро по политическим и торговым делам с восточными странами министерства иностранных дел Финляндии.


Лхонен вел переговоры с управлением (т- Безруких уже уехал) и вчера сообщил нам, что ему удалось убедить финляндских железнодорожников в неправильности их позиции по вопросам ответственности за перевозку и о бесперегрузоч-иом сообщении.

Таким образом, остается одно разногласие; прямое пассажирское движение [но Москвы или только до Ленинграда).

Ахонен, так же как и начальник дорог Янсон, стоит за движение до Москвы,

Вопрос передается на рассмотрение министра путей сообщения, и Ахонен уговаривает Янеона подать свое особое мнение, в каковом случае он надеется на успех,

О дальнейшем движении дела я Вам сообщу. Однако уже сейчас ясно, что непрерывный, уже два года продолжающийся саботаж финляндского железнодорожного управления может и далее иа неопределенное время задержать вступление в действие железнодорожной конвенции. Нам придется в ближайшее же время поставить вопрос перед финнами в категорической форме.

В случае дальнейшей задержки я к этому вопросу еще вернусь и тогда сделаю конкретные предложения *,

С коммунистическим приветом

А, Черных

Печат. по арх,