Вклад советских архитекторов в создание функционального стиля

В 1922 г. на западе и востоке Европы произошли два отнюдь не маловажных историко-архитектурных события: первое из них было связано с опубликованием проекта города на 3 млн. жителей, исполненного Ле Корбюзье (план Вуазена), а второе - с конкурсом на проект Дворца труда, в итоге которого первая премия была присуждена братьям Весниным. Проекты Весниных и Корбюзье не получили осуществления, и тем не менее они продемонстрировали функциональные, конструктивные и эстетические возможности нарождавшейся новой архитектуры и завоевали ей международное признание. Дворец труда братьев Весниных свидетельствовал о том, что творческие интересы архитекторов не ограничивались областью жилых и промышленных сооружений, а проникали в сферу крупных общественных зданий, тогда как проект Корбюзье перенес концепции нового стиля па почву большого города. СССР на всемирных выставках После конкурса на проект дома акционерного общества АРКОС (1925 г.) в СССР возобладал конструктивизм. Успех этого направления на советской почве был настолько безусловным, что за пределами его влияния осталось только небольшое количество убежденных сторонников старых классических стилей (К числу архитекторов, противодействовавших новому стилю, относился в то время И. А. Фомин. В середине 20-х годов он выступил с сильно нашумевшей идеей обновления классики, точнее реконструкции и упрощения дорического ордера, простые и мужественные формы которого считал созвучными духу пролетарской культуры. Что касается творческих платформ Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ), то они отличались лишь очень немногим от основного направления советского зодчества. Практически же все архитектурные группировки, начиная от ОСА (т. е. Общества современных архитекторов, которое представляло конструктивистское направление), ставили перед собой задачу создания нового стиля, достойного социалистической эпохи). Вслед за братьями Весниными ведущими мастерами конструктивизма стали М. Я. Гинзбург, И. А. и П. А. Голосовы, А. С. Никольский, И. И. Леонидов и Г. Б. Бархин. Периодически, отвлекаясь от классических стилей, к ним примыкали А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и ряд других мастеров. В воспитании архитектурных кадров большую роль помимо упомянутых лиц играли Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский и В. Д. Кокорин и все вместе, несмотря на расхождения в творческих взглядах, составляли все же самую сплоченную и целеустремленную в Европе когорту экспериментаторов, творцов новой стилистической системы. Конкурсы, которые проводило Московское архитектурное общество во второй половине 20-х годов, находили многочисленные отклики за рубежом и превращались в события международного значения. Проекты и постройки советских зодчих публиковались во всех иностранных архитектурных журналах Быстрое развитие промышленной архитектуры в СССР, во главе которой стояли В. А. Веснин, Л. А. Серк, А. В. Кузнецов и молодые еще тогда архитекторы И. С. Николаев, А. С. Фисенко, В. А. Мыслин и Е. М. Попов, привлекало к себе не меньшее внимание зарубежной печати. В 1932-1934 гг. советские архитекторы построили Кайсерийский текстильный комбинат в Турции, оснащенный самым передовым оборудованием. Выход советской промышленной архитектуры во внешний мир не остался незамеченным на Западе, поскольку экономически отсталая послевоенная Турция служила тогда ареной, на которой соревновались архитекторы передовых европейских стран, стремившиеся превзойти друг друга в новизне и совершенстве своих архитектурных идей. Достижения СССР привели иностранных архитекторов к непосредственному сотрудничеству с советскими зодчими. После двукратного посещения Москвы Ле Корбюзье в 1930 г. начал строительство громадного дома Центросоюза (Проект этого здания относится к 1928 г., строительство же было проведено в 1930-1936 гг. В работах над осуществлением и перекомпоновкой некоторых частей здания Центросоюза принял участие Н. Я. Колли, выезжавший в Париж для согласования проекта с Ле Корбюзье), а вслед за ним для продолжительной проектной и строительной работы в СССР приехали Андрэ Люрса, Ганнес Майер и ряд других выдающихся архитекторов Запада. Само участие этих мастеров в советском строительстве было показателем общности стилистических взглядов на западе и востоке Европы и в то же время оно возвышало советскую архитектурную культуру, поскольку зарубежные архитекторы приезжали в СССР не в качестве проповедников новых концепций, а как практики, искавшие экспериментальной творческой деятельности в атмосфере наиболее передовой архитектурной среды в Европе. Под влиянием советского опыта расширилась и приблизилась к интересам парода тематика проектирования западных архитекторов. Если в раннем творчестве Ле Корбюзье преобладала индивидуальная вилла, адресованная заказчикам из интеллигенции и буржуазных кругов, то начиная с рубежа 20-х и 30-х годов он все более стал обращаться к многоэтажному жилищному строительству для широких слоев населения, а также к планировке городов и поселков. В проекте образцового населенного пункта для фермеров (1934 г.) Корбюзье попытался насадить па французской почве кооперативные формы сельского хозяйства, находясь под впечатлением строительства колхозов и совхозов в СССР. В Германии в условиях нараставшего жилищного строительства новый стиль довольно быстро распространился на рядовые жилые дома в три-четыре этажа. Быть может, лучшие художественные результаты в этой области были достигнуты Бруно Таутом в застройке берлинских предместий. Наряду с архитектурой жилищ малой и средней этажности несомненных успехов в решении функциональных и художественных задач достигли французы и немцы в архитектуре школ, больниц, гаражей, кинотеатров и многих других небольших по объему сооружений. Однако развитие нового стиля не было сплошным победным шествием от одной архитектурной проблемы к другой. Факты показали, что функционализм развивался далеко не равномерно во всех областях строительства и далеко не все архитектурные темы оказались подвластными ему.