Билет 34 Специфика материнского и отцовского воспитания

Ребенок нуждается в равной степени в любви обоих родителей. Однако любовь материнская качественно отличается от отцовской.

Э. Фромм описывает их следующим образом, акцентируя внимание на том, что это совершенно разные по своей сути виды любви: «Мать — это дом, который мы покидаем, это природа, океан. Связь с отцом иного порядка. В первые годы жизни ребенка она весьма ослаблена и совершенно несравнима с близостью матери к ребенку. Зато отец выражает противоположную сторону человеческого существования и на той стороне — разум, рукотворные вещи, порядок и закон, освоение новых земель и приключения. Отец — тот человек, который вводит ребенка в большой мир».

Любовь отца и матери обеспечивают потребности ребенка. Младенцу необходимы безоговорочная материнская любовь и забота как физиологически, так и психически. Но после шести лет ребенок уже ощущает потребность в отцовской любви. Он нуждается в наличии авторитета и руководстве. Функция матери — охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. В обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить. В идеальном случае материнская любовь не препятствует взрослению ребенка. Она не поощряет его беспомощности, не продлевает период его зависимости от нее, а, наоборот, делает все, чтобы помочь ему стать независимым. При этом мать обязана смотреть на мир оптимистически, чтобы не передать ребенку чувство неуверенности и тревожное состояние. Отцовская любовь должна руководствоваться принципами и надеждами. Ей надлежит быть терпеливой и снисходительной, а не подавляющей и авторитарной. Она должна прививать ребенку веру в собственные силы, дать ему возможность в свое время посмотреть на себя с уважением, и чтобы это самоуважение помогло ему освободиться от зависимости от авторитета отца.

Однако преобладание или наличие только материнского или отцовского начала в воспитании ребенка может препятствовать нормальному развитию его личности. В крайних случаях, считает Э.Фромм, это может привести к невротизации личности. Так неврозом может страдать мальчик, у которого любящая, но слишком снисходительная или напротив, властная мать и слабый равнодушный отец. В первом случае ребенку грозит чрезмерная фиксация на своей ранней привязанности к матери. Из такого ребенка может вырасти человек, во всем зависящий от своей матери, не способный справиться со своими проблемами. В нем ярко выражены черты рецептивного характера, он подвержен чужому влиянию, постоянно нуждается в опеке, в заботе. Словом, ему не хватает отцовских качеств — независимости, дисциплинированности, умения управлять собственной жизнью. Как в женщинах, так и в мужчинах он будет искать себе "мать", которая стала бы для него авторитетом и властвовала бы над его жизнью. Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребенок может перенести потребность в материнской защите на своего отца и на последующие его образы. В данном случае можно получить картину, аналогичную предыдущей. Или же ребенок вырастет с односторонней ориентацией на отца и свою жизнь полностью будет подчинять принципам закона, порядка и авторитета. Он не станет ждать безоговорочной любви и не получит ее. Подобное состояние усугубится, если отец авторитарен и одновременно сильно привязан к сыну.

Таким образом, можно прийти к выводу, что основное отличие материнской любви от отцовской состоит в том, что она по самой своей сути безоговорочна. Мать любит новорожденного потому, что это ее дитя, потому, что с его появлением мир, в котором она жила, преобразился, сбылись ожидания. Отцовская же любовь не безоговорочна, это любовь обусловленная. "Я люблю тебя потому, что ты воплощаешь мои надежды, потому, что достойно справляешься со своими обязанностями, потому, что ты похож на меня". Таково выражение отцовской любви. Обусловленная отцовская любовь, как и безоговорочная материнская, содержит в себе отрицательную и положительную стороны. То, что отцовскую любовь надо заслуживать, что ее можно потерять, если не соответствовать ожиданиям и требованиям родителя, является фактом отрицательным. Сама природа отцовской любви требует послушания как основной добродетели, а непослушание становится главным грехом, ведущим к утрате отцовской любви. Но у этой проблемы есть и положительный, не менее важный, аспект. Так как отцовская любовь обусловлена, я имею возможность приложить усилия, чтобы привлечь ее, я могу трудиться во имя ее; отцовская любовь, а отличие от материнской, не находится вне пределов моего контроля.

Необходимо отметить, что описанные выше виды любви относятся к идеальным типам материнской и отцовской любви. Поэтому отношение конкретных родителей к своим детям могут лишь в той или иной степени приближаться к этим типам. Э.Фромм представляет материнскую и отцовскую любовь как два полюса, между которыми располагаются разные чувства реальных людей.