Вопрос 5. Закон как источник римского права. Понимание закона на различных этапах развития

законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что законов в республиканском Риме все-таки издавалось не так много

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц . Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

– lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

– lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсулъты). По существу же это были распоряжения принцепсов, действовавшие «legis vice», так как сенат раболепно принимал их предложения, содержавшиеся в особых речах, произносившихся принцепсами,

orationes ad senatum (см. D.2.15.8 и др.). В качестве примеров сенатусконсультов можно назвать senatusconsultum Macedonianum (I в. н.э.), лишивший исковой защиты договоры займа подвластного сына; senatusconsultum Velleianum (I в. н.э.), объявивший недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг, и др.