Для составления экзаменационных работ по математике
в образовательных учреждениях НПО/СПО*
Перечень элементов содержания составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по математике и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Перечень элементов содержания по всем разделам учебного курса математики включает в себя элементы содержания по программе среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и необходимые элементы содержания за учебный курс математики основной общеобразовательной школы.
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
Алгебра |
Числа, корни и степени |
Целые числа |
Степень с натуральным показателем |
Дроби, проценты, рациональные числа |
Степень с целым показателем |
Корень степени n >1 и его свойства |
Степень с рациональным показателем и ее свойства |
Свойства степени с действительным показателем |
Основы тригонометрии |
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла |
Радианная мера угла |
Синус, косинус, тангенс и котангенс числа |
Основные тригонометрические тождества |
Формулы приведения |
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов |
Синус и косинус двойного угла |
Логарифмы |
Логарифм числа |
Логарифм произведения, частного, степени |
Десятичный и натуральный логарифмы, число е |
Преобразования выражений |
Преобразования выражений, включающих арифметические операции |
Преобразования выражений, включающих операцию возведения в степень |
Преобразования выражений, включающих корни натуральной степени |
Преобразования тригонометрических выражений |
Преобразование выражений, включающих операцию логарифмирования |
Модуль (абсолютная величина) числа |
Уравнения и неравенства |
Уравнения |
Квадратные уравнения |
Рациональные уравнения |
Иррациональные уравнения |
Тригонометрические уравнения |
Показательные уравнения |
Логарифмические уравнения |
Равносильность уравнений, систем уравнений |
Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными |
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных |
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений |
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем |
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений |
Неравенства |
Квадратные неравенства |
Рациональные неравенства |
Показательные неравенства |
Логарифмические неравенства |
Системы линейных неравенств |
Системы неравенств с одной переменной |
Равносильность неравенств, систем неравенств |
Использование свойств и графиков функций при решении неравенств |
Метод интервалов |
Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем |
Функции |
Определение и график функции |
Функция, область определения функции |
Множество значений функции |
График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях |
Обратная функция. График обратной функции |
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат |
Элементарное исследование функций |
Монотонность функций. Промежутки возрастания и убывания |
Четность и нечетность функций |
Периодичность функций |
Ограниченность функций |
Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
Основные элементарные функции |
Линейная функция, ее график |
Функция, описывающая обратную пропорциональную зависимость, ее график |
Квадратичная функция, ее график |
Степенная функция с натуральным показателем, ее график |
Тригонометрические функции, их графики |
Показательная функция, ее график |
Логарифмическая функция, ее график |
Начала математического анализа |
Производная |
Понятие о производной функции, геометрический смысл производной |
Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком |
Уравнение касательной к графику функции |
Производные суммы, разности, произведения, частного |
Производные основных элементарных функций |
Вторая производная и ее физический смысл |
Исследование функций |
Применение производной к исследованию функций и построению графиков |
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах |
Первообразная и интеграл |
Первообразные элементарных функций |
Примеры применения интеграла в физике и геометрии |
Геометрия |
Планиметрия |
Треугольник |
Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат |
Трапеция |
Окружность и круг |
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника |
Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника |
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника |
Прямые и плоскости в пространстве |
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые; перпендикулярность прямых |
Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства |
Параллельность плоскостей, признаки и свойства |
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства; перпендикуляр и наклонная; теорема о трех перпендикулярах |
Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства |
Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур |
Многогранники |
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма |
Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде |
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида |
Сечения куба, призмы, пирамиды |
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр) |
Тела и поверхности вращения |
Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка |
Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка |
Шар и сфера, их сечения |
Измерение геометрических величин |
Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности |
Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью |
Длина отрезка, ломаной, окружности, периметр многоугольника |
Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными прямыми, параллельными плоскостями |
Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции, круга, сектора |
Площадь поверхности конуса, цилиндра, сферы |
Объем куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара |
Координаты и векторы |
Декартовы координаты на плоскости и в пространстве |
Формула расстояния между двумя точками; уравнение сферы |
Вектор, модуль вектора, равенство векторов; сложение векторов и умножение вектора на число |
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам |
Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам |
Координаты вектора; скалярное произведение векторов; угол между векторами |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей |
Элементы комбинаторики |
Поочередный и одновременный выбор |
Формулы числа сочетаний и перестановок. Бином Ньютона |
Элементы статистики |
Табличное и графическое представление данных |
Числовые характеристики рядов данных |
Элементы теории вероятностей |
Вероятности событий |
Примеры использования вероятностей и статистики при решении прикладных задач |
Приложение 2.
Примерный перечень требований к уровню подготовки обучающихся для составления заданий экзаменационных работ по математике в образовательных учреждениях НПО/СПО**
Перечень требований к уровню подготовки по математике обучающихся образовательных учреждений НПО/СПО составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки обучающихся в результате освоения учебной дисциплины «Математика» на базовом уровне (Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. // Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089).
Перечень требований по всем разделам включает в себя требования к уровню подготовки обучающихся по математике, освоивших программу среднего (полного) общего образования (базовый уровень).