Краткая история, вероучение и обрядность ислама.

Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Кур 'аи), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, кото­рым ангел небесный предварил откровение Божие, данное Мухаммаду, было повеление «читай»! И хотя ангел держал в руках свиток с полным текстом Корана, Мухаммад запоминал откро­вение с голоса, частями, ибо полная Божеская истина, явленная человеку сразу, испепелила бы его. Слово важнее образа, бук­вы главнее рисунка. Ислам — религия надписей, которые со­провождают верующего всю его жизнь, даже если он не учен грамоте, как не был учен, если верить преданию, сам Пророк.

Первое откровение навсегда изменило жизнь сорокалетнего уроженца аравийского города Мекки (ал-Макка) далекой окраи­ны тогдашнего культурного мира. Выходец из рода хашим племе­ни курайш, родившийся в «год слона» — год неудачного похода в Западную Аравию эфиопа Абрахи (по преданию, 570 г.) — Му­хаммад лишился отца во младенчестве, а матери—на шестом году жизни. С пятнадцати лет он зарабатывал себе на пропитание, в двадцать пять женился на состоятельной вдове Хадидже, стал от­цом, участвовал в торговых и бранных делах своих земляков. За­думывался ли он тогда о грядущем избранничестве? Возможно, задумывался, когда вместе с прочими сородичами занимался пе­рестройкой Ка' бы (арабск. «куб»), племенного культового цент­ра, и брал в руки знаменитый «черный камень», закрепленный в «черном», т.е. восточном наружном углу святилища. Но это было за несколько лет до откровения, превратившего обычного мекканца в Пророка новой веры.

Сам Мухаммад не называл эту веру новой. В Аравии до него уже были праведники —ханифы, отвергавшие местных племен­ных богов и идолов, верившие в Единого Бога, но не считав­шие себя ни христианами, ни иудеями, хотя часть населения ис­поведовала христианство или иудаизм. Первым ханифом му­сульмане почитают пророка Ибрахима (библейского Авраама), «друга Аллаха». Мухаммад видел свою миссию в восстановле­нии древнего завета Авраама среди аравитян. Иудеев же и хри­стиан он первоначально причислял к своим единоверцам, ибо их всех объединяло единобожие, вера в божественное Открове­ние, ниспосылаемое через пророков, вера в День Суда в конце веков, в Рай и Ад, отвержение идолопоклонничества, понятие о грехе и воздаянии. Исламская догматика, ритуал, мировоспри­ятие складывались постепенно; в нашу задачу не входит деталь­ная характеристика этого процесса, но лишь выделение глав­ных составляющих готовой картины.

К цепи пророков (арабск. ед.ч. наби) Мухаммад добавил еще одного — себя. Эта цепь начинается с первочеловека Адама, который еще на заре человечества исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Число древних пророков огром­но: их не меньше ста тысяч (по некоторым свидетельствам, 124 тыс.), хотя в Коране упомянуто лишь 28.

Девять из них называются «стойкими»: Нух (Ной), Ибрахим,. Дауд (Давид, получивший Священное Писание — Забур, или Псалмы), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Аййуб (Иов), Муса (Моисей, которому была ниспослана ат-Таура, или Тора), Иса (Иисус, получивший Инджил, или Евангелие) и, наконец, Му­хаммад, которому был явлен Коран. Пророки не сверхъесте­ственные существа, это люди через которых вещает Господь. Вот почему они достойней всех ангелов небесных. Высшие из пророков — посланники (всего их 313), которым Бог ниспослал Писание, а высший из посланников — Мухаммад, Послан­ник Аллаха, Печать Пророков, замыкающий цепь. Другие про­роки и даже угодники — аулийа (ед.ч. — вали) творили чудеса («неподражаемое чудо» —муджиза, сравнительно с «дарован­ным свыше» чудом второго сорта—карама). Посланник Алла­ха не делал ни того, ни другого, ибо все его помыслы, слова и поступки были ясным указанием на его миссию.

Исламская традиция рассматривает Мухаммада как совер­шеннейшего человека (см. соответствующее арабское выраже­ние ал-инсан ал-камил, переосмысленное мусульманскими мис­тиками). Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет самого тщательного изучения, образец для толкова­ния, почитания и подражания.

Проповеди Мухаммада собрали вокруг него небольшую, но преданную группу верующих. Когда число его приверженцев перевалило за три десятка, собрания были перенесены из дома Мухаммада в дом ал-Аркама, что стало событием в истории первоначального ислама: новая вера приобрела гласный харак­тер. Так продолжалось несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой публич­ной проповедью, публично объявив себя Пророком и призвав слушателей к почитанию Единого Бога. Его называли Аллах, ар-Рахман (Милостивый) ар-Рахим (Милосердный) и т.д. Поз­же сложилась теория прекрасных имен Аллаха (асма ал-хусна\ всего 99, и сверх них — величайшее имя, известное только про­рокам. От имен Аллаха происходит распространенная модель мусульманского именования, где одно из них предваряется сло­вом «раб» (абд): Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд ар-Рахим и т.д.

Равнодушие к проповедям Мухаммада сменилось у его зем­ляков-язычников раздражением, когда он объявил, что пред­ки курайшитов, жившие в эпоху «неведения» (джахилийа), за свое неверие горят в адском огне. Часть мусульман, спасаясь от преследования мекканцев, укрылась на время в Эфиопии (т.н. эфиопская хиджра). Мухаммад пытался примириться со своими противниками, признав местных богинь ал-Лат, ал-Уззу и Манат «дочерьми Аллаха» и «благородными предста­тельницами перед Аллахом». Однако он не мог отказаться от принципа единобожия и вскоре отменил эти стихи, объяснив их наущением Сатаны. Это еще больше усилило напряжение между мусульманами и язычниками. Вернувшиеся было из Эфиопии снова отправились в добровольное изгнание.

После смерти своей жены Хадиджи и Абу Талиба, главы рода хашимитов, Мухаммад лишился последней поддержки в род­ном городе. Пророк нашел помощь в оазисе Йасриб, куда по давнему аравийскому обычаю, был приглашен как третейский судья, чтобы разрешить споры местных племен.

Незадолго до того как покинуть родной город, Мухаммад пережил чудесное ночное путешествие и вознесение (ал-исра еа-л-мирадж). На крылатом верховом животном ал-Бурак с че­ловеческим лицом, блистающем в темноте, ангел Джибрил по воле Аллаха перенес Пророка на север «к отдаленнейшей ме­чети» (ал-харам аш-Шариф в Иерусалиме). На горе Мориа он молился с прежними пророками; ангелы же Господни рассек­ли его грудь и омыли его сердце. Затем Мухаммад был возне­сен на все семь небес, увидел мировое древо Сидр, небесную Каабу, предстал перед Аллахом (которого, однако, не лицез­рел), повидал Рай и Ад и вернулся в Мекку. Мекканцы встре­тили насмешками рассказ Пророка. Окончательный разрыв был предрешен.

Время переезда (хиджра) Мухаммада из Мекки в город Йас­риб, — позже названный Мадинат ан-Наби (Город Пророка), или просто Медина (622 г.), — стало отправной точкой мусуль­манского летоисчисления. Мекканские язычники преследовали Пророка, но он успел укрыться от них в пещеру: вход в нее паук тотчас заткал паутиной, чем обманул погоню, решившую, что там никого нет.

Вместе с Пророком в Медину переселились мусульмане-мекканцы, которых прозвали мухаджиры, или «совершившие хид­жру». Их встретили мединцы из племен аус и хазрадж, заклю­чившие договор с Мухаммадом, принявшие Ислам и прозван­ные «помощниками» (ансар). Кроме них, в оазисе Йасриб про­живали язычники, а также иудеи и христиане. С двумя последни­ми группами отношения у Мухаммада все больше и больше обо­стрялись. Это привело к изгнанию и частичному уничтожению местных иудейских племен и обрядовому отделению Ислама от родственных единобожных культов. Днем общей мусульманской молитвы стала пятница (джума), ориентиром (кибла) для моля­щегося — направление на мекканскую Каабу, а не на Восток или на Иерусалим, как раньше. Паломничество к Каабе (состоящее из малого паломничества —утра и большого —хаджж) объяв­лялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина. Была построена первая мечеть (масджид), установлены обрядовые пра­вила. Кое-кто из новообращенных мединцев не утвердился в но­вой вере, колебался, замышлял козни, интриговал. Таких Про­рок называл мунафикун, или «лицемеры».

Мухаммад был не только племенным арбитром (хакам, ха-ким), провидцем (арраф) и духовным руководителем (имам) общины верующих (умма), предстоящим на молтиве. Конф­ликт с язычниками сделал его также предводителем (мукад-дам, каид) воинства, постепенно подчинившего Исламу всю Аравию.

Началось с нападения на бедуинов и разграбления мекканс-ких караванов. Наиболее известный из этих мусульманских на­бегов вошел в историю как битва при Бадре (624 г.). В следую­щем году, после того как мусульмане отбили у мекканцев оче­редной караван, ополчение язычников двинулось на Медину и у горы Ухуд нанесло удар воинам Ислама. Сам Мухаммад, по преданию, потерял в этом сражении один из зубов. Положение с трудом спасла мусульманская конница. В 627 г. мекканцы, стремясь развить свой относительный успех, осадили Медину, но из-за внутренних раздоров сняли осаду и отступили ни с чем.

В 628 г., сопровождаемый большим, хорошо вооруженным отрядом, Мухаммад направился в Мекку, объявив, что наме­рен совершить малое паломничество. В результате военного противостояния, на границе священной области Мекки (ха-рам), в ал-Худайбии, обе стороны заключили перемирие, уза­конившее положение Медины и сильно укрепившее мусульман. Мухаммад обратил свои взоры на Север, в сторону Сирии, за­воевав стоявшие на его пути оазисы Хайбар и Фадак с иудей­ским населением.

Традиция утверждает, что примерно в это время Пророк на­правил послания византийскому императору Ираклию, иранс­кому шаху Хосрову И, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, правителям Омана, Йемена, Бахрейна и большого аравийского оазиса Йа-мамы. Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, раз­личные толки монофизитства и язычество, Пророк властно при­зывал обратиться в Ислам. Хотя ни одно из этих легендарных посланий не имело немедленного положительного эффекта, а шах, как свидетельствуют хроники, даже разорвал в гневе пись­мо Пророка, мусульманская традиция относит именно к этому периоду превращение Ислама в мировую религию.

Паломничество к Каабе было совершено в следующем, 629-м году, а в самом начале 630 г. в Мекку почти без сопротивле­ния вступили мусульманские войска.

В мекканском святилище мусульмане уничтожили всех идо­лов, сохранив в Каабе лишь роспись, изображающую Деву Марию с младенцем. Если до этого принятие Ислама считалось личным делом каждого, то теперь Пророк поставил язычников перед суровым выбором — либо Ислам, либо меч (смерть). По существу, Пророк объявил войну язычникам. Примирившись с мекканцами, в массовом порядке принявшими ислам, Пророк расширил земли общины, осадив крупный аравийский город Таиф и после трудных переговоров принудив его к сдаче. Пере­говоры с жителями Таифа открыли «год посольств» (630 — 631) в течение которого Медину посетили многочисленные делега­ции Йемена, Центральной Аравии, Бахрейна, Йемамы, желав­шие заручиться покровительством Мухаммада и согласные, на определенных условиях, принять Ислам. По преданию, один из аравийских лжепророков—Мусайлима, поклонявшийся в оази­се Йемаме ар-Рахману, предлагал Мухаммаду разделить Ара­вию между ними, однако Пророк отверг притязания самозван­ца и проклял его.

Еще раньше, когда Мухаммад с большими силами выдвинул­ся далеко на Север — в граничащий с Византией оазис Табук, там его власть признали вожди местных христианских племен, епископ Эйлата Иоанн и представители нескольких других хри­стианских и иудейского поселений. Заключенный с ними дого­вор о покровительстве (зимма), дающий иноверцам право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату по­душной подати (джизйа), считается самым ранним в Исламе (последующий связывается с именем Омара, см. ниже).

К 632 г. все аравийские племена, почитавшие мекканскую Ка­абу, приняли Ислам. Новообращенные платили обязательную подать, тогда называвшуюся садака: из каждых сто голов скота — две. Оставалось превратить Каабу в исключительно мусуль­манское святилище. В 631 г. сподвижник и тесть Пророка Абу Бакр, будущий первый халиф (правильней халифа, т.е. преем ник Посланника Аллаха), уже возглавил большой хаджж в Мек­ку. Теперь Мухаммаду предстояло стать во главе мусульманс­кого большого хаджжа к святыне местных племен, превратив­шейся в главный культовый центр новой религии. Это палом­ничество называют в Исламе «прощальным», ибо вскоре после него Мухаммад неожиданно скончался. Все, что делал Пророк во время прощального хаджжа, стало основой обрядов, кото­рые совершают и ныне паломники, приходящие к Каабе со всех концов Мусульманского мира. Паломничество в Мекку для немусульман было запрещено, равно как и их пребывание в свя­тых местах. Некоторые исламские богословы распространяли запрет на всю территорию Аравии.

Как часто бывало в истории человечества, Мухаммад не ос­тавил распоряжений о своем преемнике. Наследственная пе­редача власти исключалась еще и потому, что у Пророка не имелось прямого мужского потомства: последний его сын скон­чался во младенчестве незадолго до смерти самого отца. Кон­чина Пророка (8 июня 632 г.) стала трудным временем для Ислама. В Аравии поднимала голову племенная оппозиция. Она отказывалась платить подати Медине, оставшейся цент­ром нарождающегося мусульманского государства и после взятия Мекки. В племенах выдвинулись собственные проро­ки, или лжепророки. Лжепророк Абхала ал-Асвад («Черный», по прозвищу «Закутывающийся»), захватил йеменский город Наджран, разбил персидский гарнизон и вошел в Сану. В Йе-маме, как уже упоминалось, заявил о себе Мусайлима и один из вождей бану асад — лжепророк Тулайха. Племя тамим на время подчинилось лжепророчице христианского толка—Сад­жах, вещавшей от имени Господа Облаков. Тем не менее пос­ледним воинским приказом Мухаммада была посылка отря­дов не на Юг, где разгоралась смута, а на Север — к Иордану, дабы отомстить за убийство своего верного соратника Зайда. Необходимо было срочно выбрать преемника и, преодолев замешательство, продолжить дело Ислама.

Первым из преемников Мухаммада стал халиф Абу Бакр (632 — 634), отец его любимой жены Аиши, на руках которой скон­чался Пророк. Халиф действовал в смутные времена/шдды, или отступничества, когда многие из племен Аравии не сочли нуж­ным сохранять покорность новому главе мусульманской общи­ны. Силой и дипломатией он сумел привести их к повиновению, после чего мусульманские завоевания смогли выйти за пределы полуострова.

Вторым халифом был Омар (Умар ибн ал-Хаттаб, 634-644 гг.), тоже тесть Пророка и выходец из его племени курайш. При Омаре в состав мусульманского государства, получившего в ев­ропейской историографии название Халифат, вошли византий­ская Палестина, Сирия и Египет, а также сасанидские Ирак и Иран. На завоеванных землях стала действовать новая граж­данская власть, сохранявшая поначалу приемы и методы ста­рой — греческой, коптской или персидской. Тогда же появился халифский титул «повелитель верующих» (амир ал-муминш). При Омаре иноверцы, признавшие власть Ислама, пользова­лись официальным покровительством.

Внедрив в государственную практику принципы кровнород­ственной организации, Омар учредил реестр (диван) для вып­латы содержания войску. Запись вели по племенам, начиная с «дома Пророка» (ахл ал-байт), за которым следовали мухад-жиры, ансары и прочие. Так оформились арабские родосло­вия, которые еще Мухаммад подключил к библейской исто­рии, объявив предком аравитян Исмаила сына Ибрахима. В VIII — первой половине IX вв. племенные ополчения замени­ла регулярная армия, и воинские реестры потеряли свое значе­ние, однако родословия и впредь исправлялись и пересматри­вались.

При третьем хлифе Османе (Усман ибн Аффан, 644-656 гг.) растущий Халифат оказался втянутым в гражданскую войну. Она особенно разгорелась при Али ибн Аби Талибе (убит в 661 г.), последнем из четырех халифов, именуемых у суннитов (при­верженцев ас-сунны, традиции Мухаммада) «праведными». Ши­иты (аш-иша, приверженцы Али) отказывают в праведности всем халифам, кроме своего духовного лидера.

Осман и Али приходились Мухаммаду зятьями, причем Ос­ман даже дважды. Зато Али доводился Пророку еще двоюрод­ным и сводным братом, что в глазах многих мусульман давало ему бесспорное преимущество перед другими претендентами на власть в халифате.

После убийства Али власть перешла к династии Омейядов (Бану Умаййа), родственников Османа. Ее основатель Муавийа (661-5б80 гг.) и его преемники, среди которых особенно выде­лялся халиф Валид I (705-715), вели активнуюзавоевательную политику. Мусульманам покорилась вся Северная Африка (Магриб), их отряды через Гибралтар (Джабал ал-Тарик) вторглись в Испанию и, перевалив через Пиренейский хребет, угрожали Франции. На Востоке (Машрик) воины Ислама захватили Хо­резм и воевали в Мавереннахре (Центральная Азия). Присое­динив Армению, Азербайджан и Западную Грузию, мусульман­ские войска совершали набеги на земли хазаров. Исламские кре­пости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики. В 761 г. у среднеазиатской речки Талас мусульмане нанесли со­крушительное поражение многократно превосходящим их по численности китайским войскам.

За сравнительно короткий срок стремительно расширились горизонты арабов, еще недавно ограниченные пустынными пейзажами Аравии. Мусульманам открылись древние разви­тые культуры — византийская с ее эллинистическим и римс­ким наследием, арамейская, иранская, культуры народов За­кавказья и Центральной Азии, Индостана и других районов, включенных в Халифат. При Омейядах и свергнувшей их ди­настии Аббадсидов (749-1258 гг.) сплав богатейшего и разно­характерного опыта разных народов, вошедших в исламское государство, отлился в общие формы, которые мы называем мусульманской культурой.

Во все времена в Исламе велась борьба религиозно-полити­ческих группировок, каждая из которых обвиняла оппонентов в «нововведении» (вида) или «заблуждении» (далала), считая, Что только их собственное учение относится к «правоверию» (худа). В Исламе никогда не было централизованного институ­та, который можно было бы назвать «церковью», не было и механизма легализации догматов. Поэтому некорректно при­менять к различным течениям Ислама такие термины, как «ор­тодоксия», «ересь», «сектантство», «клир» и проч.

Мусульманские религиозные деятели—«ученые» (улама) и «за­конники» (ед.ч. факих, мн.ч. фукаха) обладали авторитетом не по должности, а по реальным знаниям; вот почему их мнения не были обязательными навечно и для всех уголков Мусульманско­го мира. Это давало простор для толкований и образования раз­личных течений и школ. В Х-Х1 вв. мусульманские ученые осо­бенно активно стремились выделить традиционалистское ядро Ислама, которое могло быть принято как правоверное, Они опе­рировали понятием «первональный Ислам». Что же это такое?

Вероучение первоначального Ислама строится на Священ­ном писании (Коране, или ал-Куран) и Священном предании (хадисах и сунне Пророка).

Коран — это сборник пророческих откровений, полученных Мухаммадом. Книга делится на 114 частей (ед.ч. сура), каждая из которых состоит из «стихов» (ед.ч. айа — «знак», «знамение», «чудо»; у нас принята форма «айат»). Всего в Коране выделяют от 6204 до 6232 айата. Все суры делятся на мекканские, т.е. явлен­ные в Мекке до хиджры, и мединские. Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали для себя отдельные отрывки кораничес-ких текстов, но в целом Коран передавался устно, по памяти. Знающий Коран наизусть носит почетное прозвище хафиз.

Исламская традиция считает, что Коран был записан между 650 и 656 годом повелением халифа Османа и усилиями колле­гии, возглавленной Зайдом ибн Сабитом. Первые списки дати­руются VII-VIII вв.; в конце IX в. в тексте появились буквораз-личительные диакритические точки, а несколько поздней и ог­ласовки, устраняющие разночтения.

Композиция Книги условна: после вводной «открывающей» суры (Фатиха) части расположены по убывающей. Для удоб­ства запоминания и чтения Корана его делят на 30 разделов (ед.ч. джуз) и 60 полуразделов (ед.ч. хизб). К X в. были лриняты как равно допустимые семь способов рецитации Корана (или чте­ния нараспев).

Коран написан «арабским чистым языком», который, как счи­тает исламская традиция, не поддается переводу. Возможны лишь толкования текста, что породило обширную литературу корани-ческих комментариев (тафсир ал-Куран). Многие места Книги — это слова Аллаха, сказанные Им от первого лица или переданные через посредников (среди них «дух» — Рух, ангел Джибрил) уста­ми Мухаммада. Основные коранические темы — предостереже­ние нерадивым, увещевания и предписания верным. Эмоциональ­но приподнятые пассажи (особенно характерные для мекканского периода) обычно выражены рифмованной прозой (садж).

В IX в. победило учение о «неподражаемости Корана» (ид-жаз ал-Куран), о том, что он есть предвечное и несотворенное слово Божие. Сторонники сотворенности Корана и некоторых других рациональных приемов в мусульманском богословии, известные как мутазилиты (ал-мутазила), в ходе напряженной борьбы потерпели поражение.

Помимо Священного писания Ислам обладает и Священным преданием — примером, или сунной, Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммада (вот почему выше были приведены основные вехи его биографии), дающие ключ ко всем вопросам частного человека и всего общества. Разли­чаются поступки (фил) Пророка, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которым он встречал неко­торые поступки и высказывания окружающих.

«Людьми сунны» называют себя приверженцы крупнейшей ветви Ислама — суннизма. Поэтому иной раз можно встретить утверждение о том, что шииты отрицают Священное предание и не признают сунны. Это не так. Сунна признается всеми тече­ниями Ислама как важнейший источник веры после Корана. Без знания сунны невозможно стать образованным мусульманином, ученым-богословом или факихом. Рассказы, составляющие ее корпус, называются хадисами (ед.ч. хади). Каждый хадис со­стоит из самого рассказа (матн) и ссылки (иснад) на цепь его передатчиков. Различают хадисы с сильным иснадом, восходя­щие к ближайшему окружению Мухаммада, и хадисы со сла­бым иснадом, имеющим пропуски или приписываемые менее надежным источникам. У шиитов хадисы обычно называются ахбар — «известия» (ед.ч. хабар).

Догматико-ритуальной основой Ислама являются пять стол­пов веры (аркан ал-ислам): 1) исповедание веры (шахада), 2) молитва (салат), 3) пост (саум), 4) обязательная милостыня (за­кат), 5) паломничество (хаджж).

Первый из столпов—исповедание веры, дословно «свидетель­ство», или шахада.Его формула такова: Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи («Нет никакого божества, кроме Ал­лаха, а Мухаммад—посланник Аллаха»). Здесь формулируются два основных догмата Ислама — исповедание единобожия (та-ухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (нубувва).

Аллах един. Самый страшный грех в глазах мусульман — это ширк, или придание Богу соучастников, ведь Аллах не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей. О Мухаммаде как высшем и конечном звене в цепи пророков и посланников Божиих уже говорилось.

Произнесение шахады обязательно для каждого мусульма­нина, С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется шахид. Иноверец, произнесший ее при свидетелях

(если только он не произносит эту формулу в качестве грамма­тического или иного примера), становится мусульманином; при­чем отступничество от Ислама должно караться смертью.

Остальные столпы Ислама связаны с обрядовой стороной, играющей в этой религии важнейшую роль.

Второй столп веры — молитва (араб. — салат, перс. — на­маз).Мухаммад назначил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете (2 раката), полуденная (4 раката), предвечерняя (4 раката), на закате (3 раката), с наступлением ночи (4 раката).

Ракат — это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. После омовения (вуду — малое омовение, гусл — боль­шое) молящийся, не надевая обуви, встает на молитвенный ков­рик (саджжада), обращается лицом к Каабе (кибла), опускает руки вдоль туловища и изъявляет про себя или вслух намерение совер­шить молитву. Воздев руки до уровня ушей ладонями от себя, он возглашает такбир, т.е. слова «Аллах велик» (Аллаху акбар), за­тем, вложив левую руку в правую и прижав их к груди, произно­сит Открывающую суру (Фатиха) и какую-нибудь из кратких сур Корана. После чего делает поясной поклон (руку): приседает так, чтобы ладони коснулись колен, и произносит хвалу Аллаху. За­тем он снова встает и говорит: «Да внемлет Аллах тому, кто вос­хваляет Его» (тасми); потом совершает два земных поклона (суджуд): опускается на колени, простирается ниц, касаясь коврика ладонями и носом, а затем садится на пятки (джалса), произнося такбир, и встает, взяв левую руку правой. Таково содержание одного раката. Чтобы закончить молитву, верующий, сидя на пятках, произносит шахаду и, повернув голову к правому плечу, возглашает: «Мир вам и милосердие Аллаха!». Есть также молитвы дополнительные, ночные бдения (тахад-жжуд), добровольные молитвы и прямые обращения к Богу. Обязательные молитвы произносятся только по-арабски, доб­ровольные обращения допустимы на любом языке. Перед мо­литвой звучат два призыва—азан и икама, возвещаемые муэд­зином (правильней —муаззин) с минарета (майора) мечети. По-арабски мечеть называется масджид: тот же корень, что в сло­вах «саджжада» и «суджуд». Азан произносят также на ухо но­ворожденному младенцу или больному, одержимому нечистой силой. Молиться можно в любом ритуально чистом месте (тахара). По пятницам (джума) следует коллективная молитва в мечети, но делами в этот день заниматься дозволено. Женщинам подобает молиться отдельно. Чрезмерная аффектация (плач, смех), состояние опьянения, неподобающие звуки (кашель и т.д.) на молитве недопустимы.

Третий столп Ислама — пост (саум) в месяц рамадан.В тече­ние всех 30 суток этого месяца взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыха­ния табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотс­ких отношений и т.д. С наступлением темноты, когда уже нельзя отличить белую нитку от черной, и до рассвета запреты снима­ются. Однако и в это время надлежит предаваться благочести­вым делам и мыслям. Освобожденные от поста из-за преходя­щих обстоятельств (дальнее путешествие, пребывание на чуж­бине, война, плен, болезнь, ритуальная нечистота) должны по­зднее возместить пропущенные дни поста. Старые люди, дети, недееспособные и все те, кому пост может причинить физичес­кий вред, также освобождаются от него.

По истечению рамадана, с 1 шавваля начинается Праздник разговения (ид ал-фитр), или малый праздник. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раз­дается милостыня и подарки, посещают друзей и могилы пред­ков. Кроме ежегодного месячного поста, рекомендуется постить­ся в дни испытаний (войн, эпидемий, солнечных затмений, сти­хийных бедствий). Допустим индивидуальный пост.

Четвертый столп верыобязательная милостыня (закат).Это слово буквально означает «очищение», ибо уплата данного на­лога, взимаемого ради нуждающихся, «очищает» богатство, делает его праведным. Закат выплачивался подоходно взрос­лыми дееспособными мусульманами, а немусульман обклады­вали другим, подушным, налогом (джизйа). Обязательная ми­лостыня бралась с посевов (десятина с урожая начиная с 975 кг., 1/40 по прошествии года), виноградников и финиковых пальм, скота (начиная с 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец), золота и серебра (с 20 золотых динаров или 200 серебряных дирхамов и выше, причем женские украшения и драгоценная отделка ору­жия в расчет не брались). Пятина (хумс), которой облагали до­бычу драгоценных металлов и камней, продукты моря (жемчуг, амбра и проч.) и клады, также называлась закатом. Иногда за­кат не отличали от садаки — термина, строго говоря обознача­ющего добровольные пожертвования. На благотворительные нужды мусульманин может также обратить свою безусловную собственность, приносящую доход и нерасходуемую (обычно землю и другую недвижимость), учредив вакф.

Пятый столп Ислама — паломничество в Мекку (хадж), которое хотя бы раз в жизни обязан совершить любой мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности. Допускается послать вместо себя заместителя. Па­ломники прибывают в Мекку в 7 день лунного месяца зу-л-хидж-жа и переходят в ихрам — особое состояние, необходимое для свершения малого (умра) и большого (хаджж) паломничества: они очищаются омовением, стригут волосы и ногти и надевают одея­ние (тоже ихрам), которое состоит из двух кусков простой белой ткани. Одним куском (изар) опоясывают бедра, другой (рида) набрасывают на плечо. У мужчин голова не покрыта, для жен­щин обязательно головное покрывало. «Лаббайка! — восклица­ют паломники — Вот я пред Тобой, Господи!».

Облачившись в ихрам, как в саван, паломники на время уми­рают для земной жизни. Им запрещено торговать, проливать кровь и вступать в плотские отношения, стричься, бриться, ума­щаться благовониями — все эти действия лишают паломниче­ство силы. Подготовившись телом и духом паломник ступает с правой ноги во двор Главной мечети Мекки (ал-Масджид ал-Харам, которую он после всех церемоний покидает, ступая с левой). Через Врата Мира (Баб ас-Салам) он подходит к севе­ро-восточному углу Каабы, куда вделан «черный камень» це­лует его или касается рукой, поднося затем ее к своим губам, и совершает таваф. Так называется семикратный обход Каабы по часовой стрелке: первые три круга бегом, остальные разме­ренным шагом. После молитвы паломник пьет воду из священ­ного колодца Замзам и выполняет обряд сай9 т.е. семь раз про­бегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Это делается в па­мять о страданиях Хаджар (библейская Агарь) и ее малолетне­го сына Исмаила, погибавшего от жажды. В поисках воды мать семь раз пробежала между ас-Сафа и ал-Мерва, пока не обна­ружила Замзам. В этих местах отдыхали Адам и Хавва (Ева), а отец Исмаила Ибрахим поклонялся Богу.

Такова обрядность малого паломничества-умры. Если паломник не собирается объединять умру с хаджжем, он выходит из состояния ихрам, срезая у себя прядь волос. Если же он решил объединить оба паломничества, то остается в ихраме. 7-го дня месяца зул-хиджжа паломники слушают проповедь и молятся у Каабы. На следующий день идут через долины Мина и Муз-далифа в долину Арафат и ночуют там. В полдень 9 зу-л-хиджжа начинается вукуф, или стояние у горы Арафат, продолжаю­щееся до заката. Все это время паломники внимают пропове­дям и молятся. Затем бегут в Муздалифу, где у ярко освещен­ной мечети читают вечернюю и ночную молитвы.

Утром 10 дня месяца зу-л-хиджжа начинается Великий празд­ник жертвоприношения (ид ал-адха, или Курбан, Курбан-Байрам), продолжающийся 3 или 4 дня. Паломники переходят в до­лину Мина, где швыряют семь камешков в крайний из трех стол­бов, олицетворяющий Дьявола-Жш/ш, пытавшегося помешать Пророку Мухаммаду. Отсюда популярное в Исламе выражение «Шайтан, побитый камнями» (аш-шайтан ар-раджим). В долине Мина они приносят в жертву Богу верблюда, быка или овцу в память о жертвоприношении Ибрахима. Большая часть жертвен­ного мяса раздается «бедным». Обрив голову или, по крайней мере, срезав прядь волос, паломники возвращаются назад в Мекку для последнего обхода Каабы. С 11 до 13 зул-хаджжа паломни­ки продолжают резать скот, навещают долину Мина, побивая шайтана камнями уже у всех трех столбов (ед.ч. джамра). Мно­гие посещают Медину, приходят на могилу Пророка, молятся в его мечети. Но и без того ритуал завершен, и паломник получает титул хаджи с правом ношения зеленой чалмы.

К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредствен­но примыкает важная обязанность — называемая джихад — «усилие», или борьба (за веру). В эпоху мусульманских завое­ваний (632-752 гг.) идеи джихада получили развитие.

Весь мир был разделен на три сферы:

«область Ислама» (дар ал-Ислам), т.е. страны, исповеду­ющие Ислам и находящиеся под властью мусульманских пра­вителей и мусульманского права;

«область мирного договора» (дар ас-сулх), т.е. области, подчинившиеся мусульманам путем договора (сулх), немусуль­манское население которых (ахлаз-зимма) находится под по­кровительством Ислама и платит за это подушную подать
(джизйа).

«область войны» (дар ал-харб), т.е. немусульманские стра­ны, не имеющие мирного договора с мусульманами, а, следова­тельно, находящиеся с Исламом в состоянии вечной войны, где отсутствие военных действий рассматривается как временное затишье.

Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатка­ми), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет пори­цаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, павшие в которой обретают вечное блаженство). Последний вид джихада называют также «газават» (мн.ч. от газва — «набег») или «фатх» («завоевание», «победа»). В такой войне запреща­ется убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священ­нослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно оказывать пощаду (аман) без каких-либо дальнейших обязательств (ср. с мирным договором сулх), население и дви­жимая собственность вражеской страны могут быть получены победителем как добыча (ганима, фай).

Из прочих обрядовых установлений Ислама:

обрезание (хитан)для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) также для девочек;

бракосочетание (завадж)супруг может иметь одновремен­но не более четырех жен, к которым обязан относиться одина­ково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода доволь­но проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул);

погребение (дафн, джаназа)в день смерти или на следую­щий день: труп обмывают, завертывают в саван — кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает со­блюдать без чрезмерных выражений горя;

пищевые запреты (касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, удавленины, крови и всякого животного, за­
колотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю).

Эти и некоторые другие обрядовые установления Ислама и его моральные предписания преобладали и преобладают над догматикой вероучения, которая была предметом споров для сравнительно узкого круга мусульманских ученых и мыслите­лей. Представление об исламском образе жизни формировалось учением о «правильном пути» (шариат), питаемом такими кор­нями, как Коран и сунна. Но конкретную социально-норматив­ную регламентацию общим положениям шариата дает фикх — мусульманское право в широком смысле слова. Корни фикха (усул ал-фикх), кроме двух, названных выше применительно к шариату, это консенсус авторитетных лиц (ид-жма) и суждение по аналогии (кийас). Правильно применять указанные принципы могли только мусульманские ученые, име­ющие право иджтихада («усердия»), или муджтахиды. От них требовалось в совершенстве владеть арабским языком, знать Коран наизусть и толковать его, помнить тысячи хадисов и ком­ментарии к ним, разбираться в обстоятельствах сложения кон­сенсуса или расхождения во взглядах, обладать способностями к интерпретации необходимых правовых материалов, к пони­манию своей задачи и сути полученных выводов, а также хра­нить преданность Исламу.

В ходе споров У1П-Х1 вв. между рационалистами («сторон­ники умозрения» — асхаб ар-рай) и традиционалистами («сто­ронники предания» — асхаб ал-хадис) в Исламе сложилось не­сколько религиозно-правовых школ, или толков (ед.ч. мазхаб). Из них до наших дней сохранилось пять мазхабов. Назовем их в хронологическом порядке,

Ханафиты (старое написание — ханифиты; ханафийа) — последователи Абу Ханифы (699-763 гг.), уроженца г.Куфы, тор­говца и ученого. В этом мазхабе сунна признается независимым источником лишь после строгого отбора хадисов. Нежелатель­ные выводы, к которым порой приводит метод аналогии кийас, могут исправляться «предпочтительным решением» (истихсан). Как вспомогательный источник, привлекается обычное право (урф), что делает этот мазхаб относительно терпимым к локальным традициям. Распространен в Турции, на Балканах,
на Кавказе (кроме Азербайджана), в Поволжье; на большей ча­сти Средней Азии, в Афганистане, Индостане, Индонезии. В Османской империи духовные судьи (ед.ч. кади) и шариатские советники (ед.ч. муфти) могли принадлежать к любому из мазхабов, но судить и давать правовые заключения (ед.ч. фатва) должны были только по ханафитскому праву.

Маликиты (маликийа) — последователи Малика ибн Анаса (713-795 гг.), уроженца Медины, торговца и ученого. Малик рассматривал Коран и сунну как единый источник (насс), подчеркивая в предании коллективный опыт ранней мединской об­щины. Для решения вопросов, не соотносимых с нассом и кол­лективным опытом, используется рационалистический прием истисяах, или стремление к пользе, причем решение не должно касаться религии, противоречить шариату и нассу, а польза от него должна быть очевидной, необходимой и существенной. Этот мазхаб распространен в Ливии, Тунисе, Алжире, Марок­ко, Западной Африке, Кувейте, на Бахрейне, частично в Египте и Судане. В Мусульмансой Испании был государственным.

Шафииты (шафийа)— последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820 гг.), выросшего в Мекке среди знатных родствен­ников своего отца-курайшита. Учился в Медине у Малика ибн Анаса. Жил в Южной Аравии, Ираке, Египте. В своем учении объединил положения двух предшествующих мазхабов. Отвер­гая ханафитский принцип истихсана, аш-Шафии выдвинул ме­тод установления связи с уже известным (истисхаб): любое пра­вило действует до тех пор, пока не доказано, что ситуация из­менилась. Ориентация на общественную пользу дает возмож­ность приверженцам шафиитского мазхаба опираться на пря­мую аналогию, здравый смысл и принятую практику без слож­ных логических построений ханафитов и постоянного обраще­ния к опыту мединской общины, принятого у маликитов. Маз­хаб дал блестящую плеяду факихов. Распространен в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, у суннитов Йемена и Ирана, частично в Ираке, Восточной Африке, Пакистане, Индии, Ма­лайзии, Индонезии.

Ханбалиты (ханабила).Основателем мазхаба считается Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.), уроженец Багдада, учившийся почти у всех видных факихов-традиционалистов своего време­ни, включая аш-Шафии. Выступая против сторонников рацио­налистического богословия (калам), нечестивых новшеств (бида) и особенно против идей мутазилитов (мутазила), ханбалиты стремились очистить Ислам через сунну, в которой видели ком­ментарий (тафсир) к Корану. Ибн Ханбал отрицал буквалистическое или аллегорическое толкования священного предания, утверждая его восприятие через веру (иман) без вопроса «как»? (била кайфа). Ханбалитские редакции хадисов, общих и част­ных основ веры и прав, а также истории мусульманской общи­ны изложены ясно, доходчиво и обращены к самому широкому читателю. Сегодня ханбалитство бытует в Саудовской Аравии, популярно среди мусульманских фундаменталистов во всех кон­цах Исламского мира. Все четыре мазхаба—суннитские; они признают 4 корня фикха; считают, что с XI в. «врата иджтихада закрыты», т.е. закон чена разработка основны принципов Ислама в догматике, об­рядах, этике и общественных устоях. Несколько по-другому трактует эти вопросы пятый, джафаритский, мазхаб.

Джафариты (джафарийа)— последователи Джафара ас-Са­дика (ок. 700-765 гг.), шестого имама шиитов-имамитов (имамийа), уроженца Медины, знатока религиозных наук. Мазхаб, оконча­тельно сформировавшийся через много лет после смерти Джафа­ра, выражает взгляды шиитских рационалистов-усулитов, устано­вивших четыре корня права: Коран, ахбар («предание»), иджма и акл («разум»). Джафариты видят в вере следствие доказательств, а не подражания (таклид). Ими сформулирован принцип «правле­ния факиха» (перс, вилайат-и-факих), послуживший теоретичес­ким обоснованием для власти айатоллы Хомейни в Исламской Республике Иран. Джафариты отвергают кийас, из хадисой при­знают только те, что восходят к семье Пророка (ахл ал-байт), и считают врата иджтихада открытыми, что позволяет им приспо­сабливать свою доктрину к требованиям времени. Сунниты при­знают джафиритский толк. С XVIII в. его приверженцам отведено место в ограде Каабы наряду с последователями прочих мазха-бов. Джафиритский толк преобладает в Иране и принят в других областях, где проживают имамиты (Ирак, Ливан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Иордания, Афганистан и т.д.).

Как и все шииты, имамиты убеждены, что имамат (ал-имама) есть верховный орган правления для мусульманской общины — божеское установление, объединяющее духовную и светскую власть в руках Алидов или потомков Али ибн Аби Талиба. Этим они отличались от хариджитов, защищавших выборный прин­цип власти, и суннитов, совместивших оба ее источника — бо­жеский и выборный светский. Имамитов называют «двунадесят-никами» (иснаашарийа), т.к. они признают двенадцать законных имамов. Последний из них «скрылся» в конце IX в., но обяза­тельно вернется и принесет справедливость (адл) в сей мир. Ве­хой в истории для имамитов служит начало «большого сокры­тия» (гайба тбира, 940 г.), к моменту которого их доктрина уже в основном сложилась. Имамиты верят во внешний (захир) и внут­ренний (батин) аспекты божеского откровения, непогрешимость имамов и во владыку времени сего, скрытого имама-л«ш)м, чей приход как Мессии откроет истинный смысл Писания.

Еще дальше от основ первоначального Ислама отошли исмаилиты (исмаилийа), признававшие седьмым имамом Исмаила, старшего сына Джафара ас-Садика. В Аравии исмаилиты про­гремели под именем карматы (карматийа), в Северной Африке, Египте, Палестине, Сирии правила исмаилитская династия Фа-тимидов. От них откололась группа хакимитов, известная в наши дни как друзы (друзийа) Ливана и Сирии. В иранской крепости Аламут с XI по XIII в. существовало грозное исмаилитское госу­дарство ассасинов, которые после того, как их разгромили мон­голы, перебрались в Индию, где их общину сегодня возглавляет имам Карим-шах Ага-хан IV. Не без помощи неоплатонизма и христианского гностицизма исмаилиты разработали развитую космогонию с цикличностью времени и последовательным тво­рением миров путем эманации-излиянии (файд). Они соединили единобожие с множественностью духовных и материальных про­явлений, а также приняли учение о переселении душ.

Если исмаилиты связаны с «крайними» шиитами (гулат), обожествлявшими Али и/или других персонажей, то зайдиты (зайдийа) могут быть названы наиболее умеренной ветвью ши­изма. Они отрицают божескую природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или сразу несколько има­мов в разных концах Мусульманского мира) должен быть Али-дом, «выступившим за справедливость с оружием в руках». Они не поддерживают также учение о скрытом имаме, благоразум­ном скрывании веры, антропоморфизме Аллаха (ташбих) и абсолютном предопределении. Вот почему взаимоотношения зайдизма и суннизма довольно терпим!. В наши дни больше половины жителей в северных районах Йемена исповедуют зайдизм. Зайдитские общины существуют также в Саудовской Ара­вии, Пакистане и т.д.

Напряженные споры в первые века Ислама велись также о предопределении (када ва кадар). Несмотря на то, что Ислам часто обвиняют в фатализме, идею безусловного предопреде­ления защищало только одно течение — джабариты (джаб-рийа), считавшие, что из-за всесилия Господа человек не сво­боден в своих поступках. Им возражали кадариты (кадарийа), утверждавшие свободу воли человека и его ответственность за свои поступки. Компромиссную позицию занимали мурджииты (мурджиа), «откладывавшие» суждения о человеке до Судного дня и ставившие веру выше поступков. Используя идеи кадаритов и джабаритов, ал-Ашари (873-935 гг.) опирал­ся на принцип «присвоения» (касб), согласно которому действия человека творятся Аллахом, но присваиваются и выби­раются человеком. По имени ученого была названа ашаритс-кая (ашарийа) школа спекулятивной исламской дисциплины (калам), истолковывавшей положения веры с помощью разу­ма, а не с помощью подражания — таклида. Ашариты отри­цали естественность причинно-следственных связей, объясняя законы природы «обычаем» Аллаха, которые Он может в лю­бой миг изменить, но не желает этого. Ими было также сфор­мулировано правило допустимости: «все, что можно вообра­зить, допустимо также и для мысли». Приемы ашаритов рас­пространялись преимущественно среди сторонников шафиит-ского мазхаба.

Двигаясь к философскому знанию через аллегорическое тол­кование (тавил) Корана,ашаритский калам постепенно сближал­ся с фалсафа — перипатетической философией, приводившей свои умозаключения в соответствие с Исламом также с помо­щью аллегорий. Со стороны мутакалтмов, или приверженцев калама, к этому шли такие крупные мыслители, как аш-Шахра-стани (1075-1153 гг.) и Фахрад-дин ар-Рази (1149-1209 гг.). Фило­софские идеи ал-Фараби (870-950 гг.) и Ибн Сины (980-1037 гг.) соединял с каламом Насир ад-дин ат-Туси (1201-1273/4 гг.).

Аллегорический подход сближал мусульманскую средневе­ковую философию и с суфизмом (тасаввуф), мистико-аскетическим течением в Исламе. Величайший Учитель суфизма Ибн Араби (1165-1240 гг.), которого называли также «Сын Плато­на», тщательно разработал суфийскую космогонию, учение о человеке как малом мире, Божием образе и причине творения, дополнил теорию стоянок (ед.ч. макам) и состояний (едч.ч. хал), через которые должен пройти мистик на пути (тарик) к слия­нию с Богом (таухид). Согласно Ибн Араби, между трансцен­дентной и материальной областями Бога находится промежу­точный мир подобий (алам ал-мисал), куда может проникнуть лишь воображение суфия. Еще раньше к суфизму сочувственно относился критик философов шафиит ал-Газали (1058-1111 гг.), узаконивший в глазах многих факихов идеи суфиев. Широко распространял учение суфизма ханбалит из Багдада ал-Джила-ни (1077-1166) и многие другие выдающиеся мусульманские мыслители и поэты.

Суфизм изначально был ориентирован на человека, на его по­мыслы, намерения и восприятия. Он впитал шиитский эзотеризм.