Вопрос 2. Право как учебная дисциплина

Важной особенностью процесса обучения праву в школе является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитания. Когда человек «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей в правовой сфере – это свидетельствует о его правовой социализации. Педагогическая наука отстаивает существование правового воспитания как самостоятельного направления в воспитании школьников, как составной части общевоспитательного процесса. В процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание. Российский мыслитель И.А. Ильин писал, что нет человека без правосознания, но есть множество людей с затрудненным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Причем слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание – все равно остается правосознанием. Следовательно, задача педагога, имеющего «не одичавшее» собственное правосознание, состоит в том, что бы приближать правосознание своих учащихся к цивилизованному уровню. При отборе учебного материала учитель должен учитывать его воспитательный потенциал. Воспитание в процессе правового обучения в значительной степени осложняется влиянием различных внешних факторов, например: семьи, СМИ, отсутствием правового пространства в школе и т. п.

Морозова С. А. подчеркивает, что в центре правового образования находится понятие «нормативность». Человек должен освоить нормы поведения, принятые обществом, в том числе и правовые. Учитель должен быть готов к тому, что формирование ценностного отношения к явлению нормативности может сопровождаться и негативной реакцией со стороны учеников. Особую проблему для правового воспитания несовершеннолетних составляют стереотипы правового поведения. Как известно, общение с другими людьми немедленно ставит вопрос о праве и взаимных обязанностях участников отношений. Характерно, что человек, участвуя в правоотношениях, то есть отношениях, урегулированных нормой права, не всегда это сознает. Он действует, руководствуясь правовым стереотипом поведения. Таким образом, правовое воспитание – объективный общественный процесс, в котором граждане участвуют в зависимости от социальных ролей, либо в качестве воспитуемых, либо – воспитателей. Другой характерной чертой преподавания права в школе является опосредованность содержания правового обучения психовозрастными особенностями учащихся. Это актуализирует проблему педагогической целесообразности юридического содержания для учащихся определенного возраста. Характер отбираемых норм права, глубина их познания должны соответствовать возрасту, развитию школьников. Например, бессмысленно объяснять учащемуся основы пенсионного законодательства.

В правовом обучении школьников можно выделить три этапа: 1) пропедевтический, 2) общеправовой, 3) профильный.

Пропедевтический этап – новое направление в правовом образовании школьников. Его цель – формирование навыков нормативной культуры, как основополагающего условия формирования правовой культуры личности. Основная идея содержания обучения состоит в положении о том, что человек должен высоко оценивать жизнь по правилам. На этом этапе учащиеся усваивают представления о социальной норме, видах норм, включают в число своих ценностных ориентаций «нормативное регулирование общественной жизни», в том числе и правовое регулирование. На этом этапе ученик познает границы своей свободы. Учитель работает с двумя возрастными группами школьников: учащиеся начальной школы, так называемые младшие школьники, и младшие подростки (11/12 - 14/15 лет)

Общеправовой этап – это этап базового образования школьников, которое представлено общеправовой подготовкой выпускников основной школы и выпускников средней (полной) школы. Выпускники основной школы изучают систематический курс, дающий представления о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно его социальной роли и степени включенности в правовую жизнь общества. Данный этап ориентирован на интересы школьника, на потребности в правовых знаниях. Правовые знания представлены в виде модуля курса обществознания. Кроме обществознания, старшеклассники могут изучать правоведение – курс, представленный системой правовых знаний, выполняющих регулятивную функцию, позволяющую развивать социально-адаптивные возможности личности. Этот курс, как правило, носит характер практического руководства по использованию действующего законодательства, сориентированного на общегражданские потребности. Главное назначение курса – научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм и в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений. Данный курс представляет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства.

Понятие «законодательство» является системообразующим понятием подобных курсов. Учащиеся получают знания о системе российского законодательства как внешнем выражении системы права, которая складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Школьники учатся ориентироваться в сложной структуре законодательства, извлекать необходимую социально полезную юридическую информацию о правовом механизме защиты интересов гражданина в процессе непосредственной работы с источником права. На этапе общеправовой подготовки может быть реализована как линейная, так и концентрическая модель правового образования. Линейное построение юридического образования характерно для курса «Человек и общество». В рамках данного курса правовые знания изучаются в выпускном классе основной школы. Модель правового образования может быть представлена и тремя концентрами.

Третий концентр реализуется на этапе профильного обучения. Профильность в образовании обычно понимается как углубленное изучение отдельных предметов. Профильность в юридическом школьном образовании предполагает разработку особых учебных планов, программ и учебных пособий, ориентированных либо на поступление в конкретный юридический вуз, либо на изучение правовых аспектов будущей профессиональной деятельности, например, в курсе «Правовые основы медицинской деятельности». Профильный этап юридического образования школьников – это, как правило, школьный компонент учебного плана, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями деятельности адвокатов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии.

Исходным компонентом содержания юридического образования являются правовые знания, то есть информация о предметном содержании правовой действительности. Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий – теологическая, договорная, психологическая и т. д. Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов. Это общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания.

Учебные правовые знания – это знания о правовой действительности, адаптированные для достижения дидактических и методических целей.

Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом:

· если в основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право;

· если в основе знаний – правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права. Это прежде всего проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности.

· если в основе знаний – правоотношения, то эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания.

Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историчность содержания юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно-исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни. Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (кодекс, закон, норма), правовые явления (право, преступность), юридические представления.

Представленная градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как все эти виды правовых знаний выполняют определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным. Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания – аксиологический компонент; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки - регулятивный компонент. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, то в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты.