РОНДО-СОНАТА

В РОНДО-СОНАТЕ оба формообразующих принципа находятся в состоянии ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, что создает большое количество вариантов. Рондообразность, обычно, влияет на жанровую природу тематизма, песенно-танцевального, скерцозного. Вследствие этого - структурная завершенность - главные партии весьма часто представляют собой простые формы, нередко с типичным для них повторением частей. Доминирование рондальности может проявляться в малоразвитых и кратких побочных партиях (как в финале Девятой фортепианной сонаты Бетховена, например). После экспозиции следует ЭПИЗОД, нередко структурно замкнутый, или ДВА ЭПИЗОДА, разделенных проведением главной партии. При доминирующей сонатности, как правило, в экспозиции бывают развернутые связующие партии, несколько тем побочной партии, зона перелома в них, после экспозиции следует РАЗРАБОТКА, в кодах тоже возможны разработочные процессы. Во многих случаях происходит паритетное соотношение обоих принципов, и после экспозиции в следующем разделе черты разработки и эпизода смешиваются. Реже встречается «СОКРАЩЕННЫЙ» вариант рондо-сонаты, состоящий из экспозиции и зеркальной репризы. Между ними возможна связка (финал фортепианной сонаты Моцарта до минор К-457).

Перейдем к рассмотрению экспозиции, которая заметно отличается от сонатной. В рондо-сонате она тематически и тонально замкнута, завершаясь проведением ГЛАВНОЙ ПАРТИИ В ГЛАВНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ (окончание ее может быть разомкнутым и служить гибким переходом к следующему разделу). В связи с этим изменяется функция заключительной партии. Ее начало утверждает тональность побочной партии, а продолжение возвращает в главную тональность, подводя к завершающей экспозицию главной партии. В рондо-сонатах Моцарта, как правило, заключительные партии весьма развитые, у Бетховена заключительные партии иногда отсутствуют (как в финалео 9 сонаты, например). Экспозиция рондо–сонаты НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯ ЕТСЯ (повторение сонатной экспозиции сохраняется исторически весьма длительно).

В репризе рондо-сонаты могут сохраниться оба проведения главной партии с изменением тональных соотношений, типичных для сонатной репризы. Однако, одно из проведений главной партии может быть пропущено. Если пропущено второе проведение главной партии - складывается обычная сонатная реприза. Если пропущено первое проведение главной партии образуется ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕПРИЗА (в рондо-сонате она встречается чаще, чем в сонатной форме). КОДА – раздел нерегламентированный и может быть любой.

Наиболее часто форма рондо-сонаты встречается в финалах сонатно-симфонических циклов. Именно рондо-соната бывает под жанровым обозначением RONDO. Реже встречается рондо-соната в отдельных произведениях (симфоническое скерцо Дюка «Ученик чародея», например, или несонатных циклов (вторая часть Песни и рапсодии Мясковского). Если расположить варианты рондо-сонаты по степени распространенности, получается следующий ряд: рондо-соната с ЭПИЗОДОМ, рондо-соната с РАЗРАБОТКОЙ, рондо-соната со СМЕШАННЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗРАБОТКИ И ЭПИЗОДА, рондо-соната с ДВУМЯ ЭПИЗОДАМИ (или с эпизодом и разработкой, в той или иной последовательности), «СОКРАЩЕННАЯ» рондо соната.

Очень индивидуально построена экспозиция рондо-сонаты в финале Шестой фортепианной сонаты Прокофьева. Главная партия появляется после каждой из трех тем побочной партии, образуя свободное рондо (в репризе побочные партии звучат подряд, в обратном порядке – третья, вторая, первая).