Основные этапы становления благотворительности в России.

Возрождение бизнеса в современной России сопровождается негативными явлениями и нарушениями правовых норм, не говоря уже об этических. Страна ждет, когда возродившееся предпринимательство станет на цивилизованные рельсы. В качестве образца для подражания предлагается брать деятельность русских дореволюционных предпринимателей. Основы благотворительности в России были разрушены, поэтому при создании современной системы частного и общественного призрения следует обратиться к комплексному анализу благотворительности как явления и рассмотреть мотивы, которыми руководствовалась огромная армия российских предпринимателей, участвуя в этом процессе.

В словаре Брокгауза и Ефрона (1891 г.) благотворительность рассматривается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему. Основой благотворительности является милосердие. Таким образом, благотворительность можно определить как особую форму поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.

Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших ее традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему. В то же время, благотворительность и меценатство появились на Руси не сразу. Этот процесс на Руси длился несколько столетий, в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что нашло свое отражение в раздаче милостыни "сирым и убогим". Ярослав Мудрый внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На свои средства он основал училище для сирот, где обучались более 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Выдающийся полководец Александр Невский на свои средства выкупал русичей из плена.

Первый этап охватывает период с 1Х по конец ХУ11 вв. и характеризуется как княжеско-церковный. В рамках этого этапа благотворительность осуществлялась в виде раздачи милостыни, тем более, нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. В результате сформировался институт профессиональных нищих. Это были люди, которые в силу своих физических возможностей трудиться могли, но не хотели. Для них нищенство стало постоянной профессией. Крайним проявлением профессионального нищенства на Руси являлись «юродивые».

Центром благотворительности в Древней Руси была церковь, через которую шли пожертвования, в том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали милостыню и устраивали трапезы для нищих, но, чаще всего, вкладывали земли или деньги в монастыри и строительство новых храмов. Именно в таком виде в сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание которым всегда связывалось с грехом. При монастырях возникали богадельни, бесплатные лечебницы и т.д. Эта практика сохранялась до конца ХУП века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов ( неурожаи, эпидемии, войны). Такая идея высказывалась на Стоглавом Соборе, но не была реализована. Только Указ 1682 г. царя Федора Алексеевича положил начало строительству официальных государственных заведений призрения. В нем предполагались определенные меры социальной деятельности, прежде всего, по борьбе с нищенством. Особенно активно эту деятельность стал развивать Петр 1. По Указу 1705 г. В Москве стали ловить и наказывать не только нищих, но и тех, кто подает им милостыню. Деятельность Петра1 на поприще благотворительности носила в целом репрессивный характер. Нищие привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях наряду с беглыми крестьянами, уголовными элементами и бродягами. В петровских указах 1712 и 1724 гг. предписывалось устраивать в губерниях госпитали для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание.

Ярким примером благотворителя и мецената старой России является род Шереметевых, представители которого на протяжении нескольких столетий развивали традиции российской благотворительности. Они привлекали к строительству богоугодных заведений лучших архитекторов, которые построили здания, более похожие на дворцы. Князя Д.И.Голицына и графа Н.П.Шереметьева можно считать одними из основателей частного больничного устройства в Москве. Наиболее известными построенными на их средства больницами являются Голицынская больница (архитектор М.Казаков), 1-ая градская больница ( О.Бове), Шереметевский странноприемный дом ( Е.Назаров и Д.Кваренги), Мариинская больница (А.Михайлов).

Следующая реорганизация общественного призрения в стране пришлась на время реформаторской деятельности Екатерины П. По мере ограничения властных церковных функций , секуляризации церковных земель, государство сосредоточивало в своих структурах обязанности и работу по контролю за сферой благотворительности. Во второй половине ХУШ века в стране создаются Приказы общественного призрения, действовавшие в 33 губерниях страны. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых и сумасшедших больных. На каждую губернию выделялось по 15 тысяч рублей из государственной казны. Екатерина призывала и поощряла увеличить этот капитал личными пожертвованиями.. Это стимулировало частную благотворительность., которая в ХУШ веке получила филантропическую направленность. Первым благотворительным обществом подобного типа стало учрежденное в 1764 г. «Общество воспитания благородных девиц.» Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве и Петербурге. Активно участвовали в этом процессе представители высших слоев общества. Так, граф Бецкой построил Смольный институт благородных девиц. Активно участвовала в филантропической деятельности супруга Павла 1 Мария Федоровна. Одни благотворительные общества работали самостоятельно, другие получали дополнительные преимущества от государства. Созданное при Александре 1 «Человеколюбивое общество» содержало в середине Х1Х века 225 различных благотворительных учреждения с числом обслуживающего персонала свыше 6000 человек. После Отечественной войны 1812 года, когда сгорела Москва, было создано Патриотическое Общество, финансовую основу которого составили частные взносы. Сам Александр 1 внес из личных средств 50 тыс. рублей. Только за 1 год расходы Общества в пользу пострадавших от войны составили более 300 000 рублей. Профессиональным благотворителем был принц Ольденбургский, который основал Училище правоведения, первый ночной детский приют, а всего потратил на благотворительные цели более 1 млн. рублей. Все частные пожертвования в первое десятилетие Х1Х века превысили 9 млн. рублей.