Общественно – политическая деятельность торгово– промышленного класса.

 

Одна из важных сторон жизни российского предпринимательства XIX-XX вв. связана с формированием представительных организаций торгово-промышленного класса, призванных защищать её интересы в правительственных и общественных учреждениях. Впервые созданные в начале XVIII века, они получили широкое развитие во второй половине XIX века. Глубокие изменения в экономике страны, установление контактов с представителями делового мира зарубежных государств и отдельными группами предпринимателей внутри страны, вызвали необходимость создания организаций, заботящихся об «общих интересах». Первым проявлением самодеятельности буржуазии явились Всероссийские торгово-промышленные съезды, которые с наибольшей полнотой давали правительству представление не только о состоянии отдельных отраслей народного хозяйства России, но и о чаяниях торгово-промышленной буржуазии в целом. Всего состоялось 4 съезда: первый в Петербурге (1870г.), второй и третий – в Москве(1882г.), четвёртый – в Нижнем Новгороде(1896г.). На съездах вырабатывалось общее направление экономической политики с целью «свободного передвижения живых производительных сил и вещественных капиталов», решались проблемы политики протекционизма, дифференциации отраслей промышленности, разделения торговли и промышленности в качестве самостоятельных видов предпринимательства и функционирования рынка как внутри страны, так и «конкуренции с западноевропейскими государствами на международном рынке». Характерными чертами и особенностями этих съездов были:

· они были эпизодические, не представляли собой организационно оформленного объединения, а собирались от случая к случаю;

· ими не создавались постоянно действующие исполнительные органы, что исключало разработку и выполнение единой стратегии и не обеспечивало выполнение решений съездов;

· они не имели постоянного контингента участников, отличались случайностью состава

Тем не менее эти события можно считать началом консолидации интересов нарождающегося класса российских бизнесменов.

Примерно в это же время создаётся Русское техническое общество(1866г.), оно было пятым научным обществом России. РТО возникло по инициативе одиннадцати частных лиц — видных промышленников, инженеров, преподавателей Санкт-Петербургского университета в период усиления деятельности по созданию в России сети железных дорог и отраслей производства, с этим связанных. Первоначально в РТО было 4 отдела: I — химической технологии и металлургии, II — механики и механической технологии, III — инженерно-строительного и горного дела, IV — техники военного и морского дела. Затем были созданы отделы: 1878 — V — фотографии и её применения, 1878 — VI — электротехники, 1880 — VII — воздухоплавания, 1881 — VIII — ж.-д. дела, 1884 — IX — технического образования. К 1914 были организованы ещё 5 отделов: сельского хозяйства, промышленно-экономический, содействия труду, горный, техники горного и земского хозяйства, а в 1916 ещё добавились – мелиорации и топлива. Общество имело ряд постоянных и специально создаваемых комиссий: об электрическом освещении» (П. Н. Яблочков — председатель), «Закавказский нефтепровод» (сопредседатели — Д. И. Менделеев и Нобель), «Переработка природного газа» (А. М. Бутлеров), «О метрической системе мер и весов и её введении в России», «Фабрикация и действие искусственных удобрений» и т. д. Важнейшими целями и задачами общества были:

· Распространение теоретических и практических сведений о достижениях техники и производства посредством периодических изданий, лекционной деятельности, организации выставок и конкурсов;

· Содействие к распространению технических образований;

· Предложение к разрешению технических, технологических и научных вопросов в интересах отечественного производителя;

· Назначение премий за достижения в прикладных вопросах;

· Учреждение технических библиотек, технического музея, экспериментальных мастерских;

· Посредничество между техниками и лицами, нуждающимися в их опыте;

· Ходатайство перед Правительством о принятии мер, могущих иметь полезное влияние на развитие технической промышленности и престиж Отечества.

Общество имело свои печатные издания: «Записки Русского Технического Общества» (с 1874 «Записки Императорского Русского Технического Общества»). РТО организовывало и проводило по отраслям техники: съезды машиностроителей (1875), технического и профессионального образования (1889, 1896), электротехнические (1899) и др. Активно участвовало в международных съездах, конгрессах и выставках, вело обширную общественную деятельность. РТО открывало при фабриках и заводах общеобразовательные школы и специальные классы (технические, ремесленные, рисования, черчения). При обществе функционировали ремесленные училища, а также специальные школы: десятников, печатного дела, электротехническая, часового дела. РТО устраивало публичные лекции и беседы для популяризации технических знаний, субсидировало опыты, исследования (напр. Д. И. Менделеев — «Об упругости газов» и по технологии порохов, Н. П. Петров — «О трении в машинах»), издавало технический словарь. Обществом обсуждались и формулировались решения по актуальным прикладным вопросам и текущим проблемам. В 1872г. был открыт один из первых в России постоянно действующий промышленный музей.

В 1867г. возникло Общество для содействия развитию русской промышленности и торговли, имевшее право заявлять своё мнение правительству. Им периодически издавались «Торговый сборник», «Труды общества».

Главной формой представительства интересов российских предпринимателей стали биржевые комитеты. Биржи в России управлялись биржевыми собраниями и комитетами. Биржевое собрание состояло из выборных(гласных) всего биржевого общества. Оно устанавливало правила торговли, ходатайствовало перед правительством о своих нуждах и потребностях, рассматривало и утверждало смету, выбирало комитет и утверждало его отчёт. Число гласных колебалось от 80 до 150 человек, т.к. биржевое общество составляли все ведущие на бирже дела купцы первой и второй гильдий.

Превращение товарных бирж в представительные организации привело к возникновению биржевых обществ и комитетов даже там, где необходимость существования бирж как оптовых рынков не вызывалась местными условиями. Биржевой комитет был исполнительным органом. Он состоял из председателя, трёх членов и гофмаклера избираемых только купечеством первой гильдии. Биржевой комитет либо сам занимался улаживанием споров и недоразумений, возникших при сделках, либо создавал для этого арбитражные комиссии, причём один из биржевых старшин становился председателем этой комиссии. Члены биржевого комитета избирались на срок от 3 до 8 лет. Не могли стать биржевыми старшинами представители одной кампании. Биржевые комитеты были сплочёнными корпорациями, в состав которых входили наиболее крупные предприниматели, торгово-промышленная и финансовая аристократия. Ведущее положение в биржевых обществах и комитетах уже в конце XIX в. заняли представители не торговли, а промышленности и банков. Революция 1905г. заставила царизм пойти на некоторые уступки буржуазии, и в 1906-1916 гг. в биржевое общество принимались лица, выбравшие промысловые свидетельства по торговым предприятиям не ниже второго разряда, по промышленным не ниже пятого. Кроме того, в биржевые комитеты начали широко привлекаться политические деятели.

Московский комитет являл собой своеобразный центральный штаб провинциальных представительных организаций, вырабатывающий основные принципы совместной деятельности. Нижегородский биржевой комитет выступал как орган всех судовладельцев Волги, Екатеринбургский координировал работу организаций Уральского региона, Одесский возглавлял работу комитетов причерноморских городов.

Процесс возникновения и развития представительных организаций оказался жизнеспособным тогда, когда стремление предпринимателей к самоорганизации охватило отдельные отрасли промышленности. Концентрация отраслей в определённых регионах страны, выделение их там как ведущих и преобладающих способствовали сплочению отраслевых предпринимателей и созданию особых организаций, выражавших и защищающих их интересы. Отраслевые общественные ассоциации возникли без всякой законодательной регламентации, а лишь по желанию инициаторов. Уже в 70-е годы XIX в. они начали возникать в виде местных и всероссийских отраслевых съездов. Отраслевые съезды сформировали постоянно действующую организацию со своим постоянным органом - совет, комитет или бюро съезда. Они избирались на очередных съездах и представляли интересы участников организации в период между съездами. Совет (комитет или бюро) руководил деятельностью организации и представлял её интересы перед правительством, местной администрацией или съездами других отраслей. Исполкомы съездов создавали специальный аппарат, состоящий из постоянных отделов и комиссий, разрабатывающих определённые вопросы экономической политики.

Финансирование деятельности всей организации велось за счёт обязательных взносов её членов. Крупнейшей отраслевой представительной организацией до 1917г. оставался Съезд бакинских нефтепромышленников и его постоянный совет. И богатейшей - большинство голосов на нём имели Нобель, Манташев, Лианозов, российские компании Ротшильда. Здесь, как и на других отраслевых съездах, количество голосов участников зависело от объёма добычи.

Машиностроение и металлообработка были представлены съездами металлозаводчиков Северного и прибалтийского районов(1902г.) В лёгкой и пищевой промышленности в 1896г. Съезды мукомолов объединили владельцев и арендаторов мельниц. На аналогичных условиях происходило объединение предпринимателей и в других отраслях: промышленности, сельском хозяйстве, банковском деле и т.д.

В 1905 отечественной буржуазией была предпринята попытка создания единой общероссийской организации предпринимателей. Сформированная московским совещанием представителей ряда предпринимательских объединений комиссия разработала предварительный проект Положения об общих съездах представителей промышленности. Это организация задумывалась как постоянно действующая. Дальнейший процесс организационного сплочения фабрикантов и заводчиков был осложнён двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в мае 1905 года было учреждено другое – как бы конкурирующее – Всероссийское предпринимательское объединение: Съезды представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. По положению эти съезды предназначались для обсуждения, главным образом, нужд лёгкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Вторая причина задержки с оформлением всероссийских съездов промышленности была связана с тем, что внимание деловых кругов переключалось на более злободневную тему: учреждение собственной политической партии. Дело в том, что с весны 1905 года вопрос об отношении к будущему народному представительству – Государственной Думе, и вопрос о политическом объединении оказались для предпринимателей надолго связанными друг с другом. Первоначально созданием такой партии рассматривалось как важнейшее средство отстаивания законодательных прав Думы и борьбы за лучшее представительство в ней интересов делового мира.

Потребность в создании партии, способной консолидировать деловые круги, определить линию в отношении к расширявшемуся забастовочному движению, грозящему парализовать экономику, становилось всё более очевидной, особенно по мере развития событий, начиная с 9 января 1905г.

Многочисленные попытки российской буржуазии создать единую политическую партию не увенчались успехом. Выяснилась невозможность объединения представителей делового мира на единой политической платформе. На Всероссийском съезде торговцев и промышленников, проходившем 4-6 июля 1905г. произошёл раскол между консерваторами во главе с председателем Московского биржевого комитета Н.А.Найдёновым и «молодыми» либерально настроенными предпринимателями нового поколения (П.П.Рябушинским, А.С. Вишняковым и др.). Их призывы к введению конституционного строя вызвали негативную реакцию у «правой» части собрания. Таким образом, имевшиеся разногласия не позволили создать единую партию. С другой стороны, сыграли свою роль и предупредительные меры административных органов в отношении политической деятельности капиталистов.

После провозглашения Манифеста 17 октября 1905г. возникает несколько партий крупной и средней буржуазии. Среди таких партий ведущую роль занимали прогрессивно-экономическая партия , умеренно-прогрессивная, торгово-промышленная партия и Всероссийский торгово-промышленный союз.

Первой по времени возникновения образовалась прогрессивно-экономическая партия (ПЭП), её создатели крупные представители капиталистической элиты Петербурга. Железозаводчик М.Н.Триполитов и директор Петербургского международного коммерческого банка С.С. Хрулёв возглавили руководство партии и разработали ёе программу. Политические реформы, предусмотренные программой ПЭП, являлись конкретным выражением либеральных взглядов партии и были ориентированы на широкую демократизацию общества в рамках конституционной монархии. Заявляя о том, что «Россия едина и неделима», программа отдавала предпочтение принципам гражданского равноправия, свободы слова, печати, вероисповеданий, передвижения. ПЭП выступала также в поддержку требований реформы судебных учреждений, ликвидацию сословности, местному самоуправлению и народному образованию.

В экономической части программы партия отстаивая свои интересы выступала протекционистом во всех отношениях (сохранение таможенного покровительства, обеспечению военными заказами отечественных предприятий, устранению конкуренции между частным и казённым предпринимательством), ратовала за реформирование налоговой системы (развитие прямого прогрессивного налогообложения и постепенного снижения косвенных налогов, предоставлении дешёвых кредитов).

Многие пункты программы были посвящены рабочему вопросу, предлагалось предоставить рабочим свободу союзов, собраний, стачек и забастовок. Урегулирование отношений между рабочими и работодателем должно было решаться «примирительными учреждениями» с включением в них представителей обеих сторон. Вопрос о 8 часовом рабочем дне был обойдён.

ПЭП не обошла и земельный вопрос, она предлагала свободный переход крестьян от общинного землевладения и землепользования к подворному и личному, упорядочение земельных владений в целях распространения мелких хуторских и кооперативных хозяйств, отмены выкупных платежей, поземельного кредита и др.). Партией был устроен политический клуб «Саардамский плотник», читались лекции, издавалась газета «Новый путь». Но по составу она была чисто буржуазной партией, общая численность которой не превышала 3,8 тыс. членов, географически действовала в пределах Петербурга и его окрестностях).

Торгово-промышленная партия (ТПП) во главе с Г.А.Крестовниковым была сформирована в Москве на базе Московского биржевого комитета. Численность партии в 1906г. была более 15 тыс. человек. Партия имела около 70 региональных отделений в 10 губерниях страны.

В ноябрьском воззвании партии говорилось о полном содействии правительству по проведению в жизнь новых начал, провозглашённых Манифестом 17 октября, сохранение целостности государства, протекционизм в промышленной сфере. В целом программные установки ТТП были либеральными, но по отношению к другим буржуазным партиям носили более умеренный характер. В аграрном вопросе партия настаивала не только на свободном выходе крестьян из общины, но и на помощи ему в обустройстве собственного хозяйства. Не имея своей чётко выраженной позиции, ТПП искала союза с другими буржуазными партиями (Союз 17 октября, ПЭП), но, не сумев его заключить к концу 1907г., она самораспустилась. Активно действовала ТПП только во время выборов в I и II Государственные Думы.

Партия правового порядка (ППП) была создана в сентябре 1905г. в Петербурге. Программа требовала "сильной государственной власти", провозглашалась приверженность конституционным принципам, задачи же Государственной Думы фактически сводила к содействию "укреплению авторитета" монархии. Аграрная часть программы ограничивалась пунктом о "дополнительном наделении крестьян землею в малоземельных местностях, со справедливым вознаграждением лиц и ведомств, от которых переходила бы к ним земля". ППП обещала "всемерное содействие" ликвидации общинного землевладения крестьян и переходу к личному владению. В разделе «Воззвания», который был посвящён «усовершенствованию военных сил России», предлагалось безотлагательное проведение радикальной реформы в армии и на флоте. Демагогически высказываясь за "возможное сокращение рабочего дня" и "лучшее устройство условий жизни" рабочих, правопорядцы в то же время резко выступали против забастовок. Легкий налет конституционализма (требование "правового порядка") не мог скрыть родства ППП с крайне правыми политическими группировками. В ноябре 1905г. ППП совместно с "Союзом 17 октября" и другими крупнобуржазными партиями образовала Объединенный комитет конституционно - монархических партий и выставила с ними общие списки на выборах в 1-ю Государственную думу, но успеха не имела. Партия одобрила разгон 1-й Думы, а на выборах во 2-ю Думу блокировалась с "Союзом истинно - русских людей". В это время завершается процесс распада ППП, часть которой полностью сомкнулась с октябристами, а другая часть открыто перешла в лагерь черносотенцев.

Кроме вышеперечисленных партий, существовали и другие буржуазные партии, к крупнейшей из которых можно отнести «Союз 17 октября». Отражая интересы чиновников, помещиков и крупной торговой, промышленной буржуазии России октябристы представляли правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов.

Все эти буржуазные партии принимали участие в выборах в Государственные Думы разных созывов. Итоги избирательной кампании в I Государственную думу оказались крайне неутешительными: буржуазные партии провели в Думу всего 16 своих представителей из 448, из которых 13 были октябристами, двое представляли умеренных прогрессистов и один депутат представлял ТПП.

Большинство предпринимательских политических союзов после провальных выборов прекратили своё существование, частью самоликвидировавшись, частью войдя в состав партии октябристов, которая на время стала единственным выразителем интересов предпринимателей на консервативно - либеральной платформе. Буржуазия, разочаровалась в перспективах получить достаточное представительство в российском парламенте, выступая только от собственного лица.

Итоги выборов во II Государственную думу оказались более успешными для «Союза 17 октября». Его представители были избраны от 10 губерний Европейской России. Всего октябристам удалось получить 43 депутатские места из 518. Интересы ведущих деловых кругов в этой Думе практически не были представлены (даже в среде октябристов преобладали землевладельцы и лица «интеллигентных сословий»).

Российские предпринимательские круги, поддерживающие ранее ПЭП и ТПП, во время выборов в III Государственную думу выступили единым лагерем с общей экономической платформой. В неё были включены следующие положения: 1) развитие прямых налогов на основе прогрессивно – подоходного обложения и постепенное понижение косвенного обложения предметов первой необходимости; 2) широкое распространение в населении технических знаний; 3) организация сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита; 4) развитие путей сообщения; 5) таможенное покровительство как средство для развития и охраны производительных сил страны; 6) сооружение торгового и военного флота и вообще вооружение армии и флота производительными силами страны; 7) устранение казны от ведения предприятий промышленного характера, кроме имеющих общероссийское значение. Таким образом, «Союз 17 октября» занял лидирующее место в выработке политического курса крупной российской буржуазии. В результате выборов октябристы получили большинство мест в Думе – 154. Депутатами были избраны такие крупные промышленники и торговцы, как М.Н.Бардыгин, С.П.Беляев, Н.Т. Евстифеев, В.В. Жуковский, Л.Н. Зубков, Г.Г.Лерхе, Н.Л. Марков, Б.Е. Тризенгаузен, Л.К. Шешминцев и др.

Оформившиеся с началом работы III Государственной Думы «совещания» представителей промышленности и торговли в законодательных палатах явились высшей точкой в процессе складывания политической организации буржуазии. Однако отстранённость от этой деятельности основной массы средних и мелких предпринимателей и неспособность самих столичных деловых кругов создать достаточно сложный механизм взаимодействия и, что не менее важно, воздействия на властные и общественные структуры, привели к тому, что достигнутые объединения могло на практике реализоваться только на основе сотрудничества с правительством, готовым идти по пути реформ. Опыт функционирования третьеиюньского политического режима не подтвердил возможность такого сотрудничества, обусловив в конечном итоге глубокий идейно – политический и организационный кризис в рядах партии октябристов накануне I Мировой войны.

Следствием этого стало оживление деятельности сторонников П.А. Рябушинского, заявивших о своём политическом самоопределении. В 1912г. крупные московскими промышленниками — А. И. Коновалов, И. Н. Ефремов, братья Рябушинские и др. была создана Прогрессивная партия или Партия прогрессистов. Фактически партия «прогрессистов» представляла собой думскую фракцию, хотя по замыслу лидеров партия должна была стать крупной деловой партией — партией бизнеса. На политическом спектре прогрессисты были либералами центра. Прогрессивная партия была преемницей партии мирного обновления 1907-1908, что позволило деловой элите соединиться со многими представителями русской интеллигенции. Политические требования партии были умеренны: конституционная монархия, выборное двухпалатное представительство на основе большого имущественного ценза для депутатов, перераспределение прав и полномочий в пользу широких кругов отечественной буржуазии.

В Государственной думе, объединившись с октябристами и кадетами в Прогрессивный блок, прогрессисты толкали правительство по пути ускоренных ре стоять революции. Партия имела 28 депутатов в III Думе и 48 депутатов в IV Думе. Пария имела свои печатные органы - газеты «Русская молва» и «Утро России».