Формы денежно-кредитного регулирования (монетарная и пруденциальная), их функциональные особенности и взаимосвязь

 

Монетарная форма регулирования включает денежно-кредитное и валютное регулирование и применяется центральными банками с использованием соответствующих методов и инструментов.

Пруденциальную форму регулирования можно рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны, как микропрудунциальное регулирование или банковский надзор за деятельностью конкретных банков и выполнением ими нормативных требований функционирования и обязательств перед клиентами. С другой стороны, в качестве макропруденциального регулирования, направленного на обеспечение макроэкономических целей (в частности, финансовой стабильности) и занимающего таким образом промежуточное положение между монетарным регулированием и банковским надзором.

В целом монетарная и пруденциальная формы регулирования достаточно взаимосвязаны. В то же время существуют определенные отличия. Если монетарная форма регулирования традиционно закреплена за центральными банками, то пруденциальное регулирование может осуществляться и другими специально созданными для этого институтами и структурами. При обеспечении макроэкономической стабильности пруденциальное регулирование имеет определенные преимущества, поскольку позволяет воздействовать точечно (на проблемные сегменты или субъекты) и превентивно (до реализации возникшего риска). В свою очередь принятие упреждающих мер создаёт для банковской системы дополнительные возможности абсорбировать реальные и потенциальные риски в области кредитования, ликвидности, процентной и курсовой политики, операционной деятельности.

В последние годы Национальным банком уделяется значительное внимание пруденциальной политике и формированию на ее основе соответствующих механизмов с их конкретизацией (включая показатели и индикаторы для анализа и оценки, регуляторы и инструменты, институциональное обеспечение, мониторинг и др.) с учетом международного опыта и предстоящего перехода на новые стандарты Базель III для обеспечения финансовой и монетарной стабильности (что и зафиксировано в качестве одной из важнейших целей в последней редакции Банковского кодекса) и сглаживания проявлений системного финансового кризиса.