Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в.)

Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.), состоящее из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении».

Построение своей книги он обосновывает так: «Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики:

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».

Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.

Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов (см. выше), при этом он различал термины: риторика – «наука», «учение», «правила» и красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.

«Краткое руководство к красноречию» издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня: так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка) дарования. Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова предлагается строить речь из четырех частей:

- вступление,

- пояснение,

- утверждение,

- заключение.

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора.

В своем учебнике Ломоносов приводит очень много полезных наблюдений и советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

В 90-е гг. XVIII в. появляются еще три работы, которые условно относятся к ломоносовскому периоду:

- А.С. Никольский «Основания российской словесности» (1792 г.);

- М.М. Сперанский «Правила высшего красноречия» (1792 г.);

- И.С. Рижский «Опыт риторики» (1796 г.).

Рукописный курс М.М. Сперанского (1777-1839) (работа была опубликована после смерти автора только в 1844 г.) расходился во множестве списков и обладал несомненным влиянием благодаря оригинальному стилю.

В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции и выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей и достижения оратором поставленной цели.

М.М. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по его мнению, - это «склонить ум, тронуть сердце». Он исходил из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявлял бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:

- все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому;

- все мысли должны быть подчинены одной главной, доминирующей.

И.С. Рижский (1759-1811) 10 лет (1786-1796) преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище, затем стал первым ректором Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского.

«Опыт риторики…», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились несколько поколений русских учащихся. Учебник состоял из 4-х частей. Первая часть была посвящена чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - ее чистота.

«Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина», - писал он.

Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в развитии русской риторики.