IIэтап: педагогика как наука
Ф. И. О. | Годы жизни | Основные труды | Вклад в развитие педагогики как науки |
Ян Амос Коменский (Чехия) | 1592 – 1670 | «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» | Требовал всеобщего обучения. Цель школы – дать детям всестороннее образование. Установил возрастную периодизацию (детство, отрочество, юность, возмужалость), подобрав каждому периоду соответствующую школу (материнская, родного языка, латинская, академия). Мечтал о стройной единой системе школ, преемственной на всех ступенях. Разработал содержание обучения, его принципы (дидактические). Обосновал необходимость классно-урочной системы занятий. |
Джон Локк (Англия) | 1632 – 1704 | «Некоторые мысли о воспитании» | Предлагал воспитывать человека – джентльмена, умеющего вести дела и обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а в домашних условиях. |
Жан-Жак Руссо (Франция) | 1712 – 1778 | «Эмиль или О воспитании» | Составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет – физическое воспитание, с 2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия –нравственное развитие. |
Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария) | 1746 – 1827 | «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня» | Соединил обучение с трудом, для развития физических и умственных сил. Мечтал о всеобщем образовании, для всех слоев населения. Считал целью воспитания – гармоничное развитие каждого ребенка. |
Роберт Оуэн (Англия) | 1771 – 1858 | «Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера». | Выдающийся английский гуманист. Трудовое воспитание необходимое условие для всестороннего воспитания. Выступал за анти религиозное светское воспитание. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: школа для маленьких(1-6 лет), начальная школа(6-10 лет), вечерняя школа для подростков (работающие), система клубных занятий для взрослых. Опыты Р.Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах. |
Фридрих Фребель (Германия) | 1782 – 1852 | «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада» | Педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие детский сад, разработал методику работы воспитателей с детьми. Создал материалдидактический «дары Фребеля. |
Мария Монтессори (Италия) | 1870 – 1952 | «Дом ребенка», «Метод научной педагогики» | Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дидактического материала. |
XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.
19-20 век идут интенсивные исследования педагогических проблем в США: Джон Дьюи(1859- 1952), Эдвард Торндайк(1874 – 1949).
Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.
Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.