Выберите и отметьте в каждом номере только одну позицию, которую Вы предпочитаете занимать в процессе делового общения с коллегами.

1. а) Иногда я предоставляю ему возможность взять на себя ответствен­ность за ре­шение спорного вопроса;

б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить вопрос с учетом всех интересов сотрудника и моих соб­ственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами, ради интере­сов сотрудника.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств сотрудника.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддер­жку у сотрудника;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженно­сти.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем ре­шить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все за­тронутые инте­ресы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возник­ших разногла­сий;

б) Я предпринимаю усилия чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение;

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить сотрудника и главным образом сохранить наши отноше­ния.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность подчиненному в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю подчиненному свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать подчиненному логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить сотрудника и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряже­ния.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств сотрудника;

б) Обычно я пытаюсь убедить сотрудника в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжен­ности.

18. а) Если это сделает сотрудника счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем;

б) Я дам подчиненному возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все за­тронутые инте­ресы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к подчиненному;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и сотрудника;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж­дого из нас;

б) Иногда предоставляю подчиненному взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция сотрудника кажется ему очень важной, я стара­юсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить сотрудника пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить сотрудника в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам сотрудника.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стараюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает сотрудника счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у сотрудника.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств сотрудника;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

31. Я замечаю, что он:

а) Стремится к всестороннему общению со мной, полностью выпол­няет все мои указания, проявляя при этом элементы творчества;

б) Охотно поддерживает со мной контакты, выполняет указания, но не проявляет при этом инициативы;

в) К общению со мной не стремится, не отвергает мои советы, но заинтересован­ности в их получении не проявляет;

г) К общению со мной относится негативно, указания выполняет формально, про­являя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не выполнить указаний;

д) Стремится избежать контактов со мной, не выполняет указаний, пытается де­лать наоборот, открыто конфликтует.

33. Ваш возраст: лет (года).

34. Стаж работы: лет (года).

36. Если Вы еще не утомлены и желаете дать несколько советов начинающим руководителям по вопросам налаживания эффективной деятельности сотрудников, поддержания дисциплины и оптимальных взаимоотношений, то такая возможность имеется.

Вы считаете, что следует:

_________________________________________________________

 

Благодарим за помощь!

 

 

Александр Гермогенович Шестаков,

доктор психологических наук, профессор

 

 

Сергей Петрович Яцевич

кандидат педагогических наук, профессор