Активная артикуляционная гимнастика
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезии. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезии постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированное™ артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица:
1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
2) иахмуривание бровей;
3) поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
4) надувание щек;
5) проглатывание слюны;
6) открывание и закрывание рта;
7) жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры:
1) вытягивание губ вперед трубочкой;
2) растягивание их в стороны;
3) чередование движений «хоботок — оскал»;
4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;
6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
1) выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);
2) перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т. д.);
3) удерживание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.
Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
Упражнения для язычной мускулатуры:
1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
2) выдвигание языка вперед;
3) втягивание языка назад, внутрь;
4) опускание языка вниз;
5) приподнимание языка вверх;
6) боковые отведения (вправо и влево);
7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
8) суживание языка и заострение его;
9) переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.