Активная артикуляционная гимнастика

 

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуля­ции, способствующей развитию статико-динамических ощу­щений и четких артикуляционных кинестезии. Осуществ­ляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анали­заторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Да­лее для развития более четких и дифференцированных ар­тикуляционных кинестезии постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, ак­центируя его внимание на проприоцептивных ощущениях. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно фор­мировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходи­мо развитие произвольности, дифференцированное™ арти­куляционных движений и контроля за их выполнением.

 

Упражнения для развития мимических мышц лица:

1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;

2) иахмуривание бровей;

3) поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;

4) надувание щек;

5) проглатывание слюны;

6) открывание и закрывание рта;

7) жевательные движения.

 

Упражнения для развития губной мускулатуры:

1) вытягивание губ вперед трубочкой;

2) растягивание их в стороны;

3) чередование движений «хоботок — оскал»;

4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;

5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;

6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);

7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);

8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);

9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плак­сивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, по­вышения степени кинестетического чувства речевого аппа­рата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

1) выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);

2) перемещение в полости рта предметов различного раз­мера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т. д.);

3) удерживание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мыш­цами языка. Необходимо развитие общих, менее дифферен­цированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кон­чика, отграничение языка и нижней челюсти.

Упражнения для язычной мускулатуры:

1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;

2) выдвигание языка вперед;

3) втягивание языка назад, внутрь;

4) опускание языка вниз;

5) приподнимание языка вверх;

6) боковые отведения (вправо и влево);

7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

8) суживание языка и заострение его;

9) переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.