В условиях реформы железнодорожного транспорта

Инновация – это производство качественно иной экономической удовлетворённости. Недостаточно просто создать товары и услуги, они должны улучшаться, становиться более экономичными.

Инновацию можно определить как задачу наделения человеческих и материальных ресурсов новой способностью – производить богатство.

Менеджеры должны превращать потребности общества в возможности для прибыльно бизнеса.

Существуют инновации в продукции, социально-экономическая, менеджерская. (Приведите примеры инноваций).

Компания «РЖД» является как объектом, так и субъектом инвестиционной деятельности; наряду с финансированием инвестиционных программ за счет собственных средств, Компания осуществляет привлечение денежных ресурсов с внутреннего и международного рынка капитала.

Инвестиционная политика Компании «РЖД» имеет целью обновление и технологическое перевооружение производственной базы Компании, развитие ее технологических и социальных возможностей по удовлетворению возрастающего общественного спроса на перевозки и должна обеспечивать формирование источников финансирования инвестиционных программ, направленных на:

– обновление основных фондов, снижение их износа и затрат на их содержание;

– повышение потребительских качеств перевозок и их конкурентоспособности (цена, комфорт, скорость, надежность);

– оптимизацию системы управления отраслью;

– формирование единого информационного пространства;

– улучшение структуры основных фондов с целью повышения эффективности их использования, повышение производительности труда, снижение себестоимости перевозок;

– интеграцию железных дорог в мировую транспортную систему;

– улучшение состояния окружающей природной среды;

– улучшение социальных условий для работников.

В современных условиях железнодорожный транспорт работает с основными фондами, износ которых весьма значителен и с каждым годом увеличивается.

Переход на более эффективную и современную акционерную форму управления железнодорожным транспортом при полном государственном контроле обеспечит пути решения этой проблемы. Собственность Компании «РЖД» на все имущество железнодорожного транспорта, при государственной собственности на акции компании, позволит существенно расширить возможности отрасли по привлечению инвестиционных ресурсов и использованию многих инвестиционных инструментов в зависимости от состояния и конъюнктуры финансовых рынков, а именно:

– решать вопросы государственного финансирования строительства объектов инфраструктуры, имеющих оборонное, общегосударственное и региональное значение;

– привлекать средства государственных целевых программ, бюджетные ссуды на развитие инфраструктуры, обеспечивающей перевозки для государственных нужд и социально значимые перевозки;

– осуществлять выпуск облигационных займов как на внутреннем рынке («железнодорожный заем»), так и на внешних рынках («евробонды»), обеспеченных определенной частью имущества Компании, например, акциями дочерних обществ, государственными гарантиями или путем секьюритизации, ожидаемой от экспертных перевозок валютной выручки;

– привлекать кредиты банков, в том числе синдицированные кредиты иностранных банков, с использованием залога части имущества Компании, например, акций дочерних обществ, или под государственные гарантии;

– формировать дополнительные источники инвестиций за счет сдачи в аренду или продажи излишнего имущества;

– привлекать инвестиционные ресурсы путем продажи части акций компаний – перевозчиков и предприятий не основной деятельности, выделенных из Компании «РЖД» в виде ее дочерних открытых акционерных обществ.

Инвестиционная политика Компании «РЖД» основывается на инвестиционных программах развития железных дорог, которым будет принадлежать ведущая роль в ее реализации.

Так, например, на третьем этапе реформирования железнодорожной отрасли (2006–2010 гг.) предусматривается продажа акций дочерних обществ ОАО «РЖД» для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.

На сегодняшний день потребность железнодорожного транспорта в инвестициях может определяться на различном уровне:

– при объеме 110 – 115 млрд руб. в год возможно поддержание железнодорожного транспорта на существующем уровне обновления производственной базы и без снижения уровня морального и физического износа основных фондов, с сохранением постоянного роста удельных расходов на перевозки;

– объем 130 – 150 млрд руб. в год позволит в среднесрочной перспективе незначительно снизить износ производственных средств и эксплуатационные расходы; обеспечить приобретение подвижного состава нового типа; усовершенствовать систему управления перевозочным процессом и внедрить автоматизированные технологии; реализовать ограниченное число проектов по развитию инфраструктуры и строительству новых участков железных дорог.

– при инвестициях на уровне 170 – 200 млрд руб. возможно обеспечить динамичное снижение износа основных производственных фондов; повысить экономическую эффективность работы отрасли; в среднесрочной перспективе осуществить замену устаревших основных фондов на аналоги новых серий и поколений; внедрить современные системы управления перевозочным процессом; повысить качество услуг, предоставляемых грузоотправителям и пассажирам; обеспечить реализацию транзитного потенциала России.

Именно такие объемы инвестиций в производственную базу российских железных дорог предусмотрены в федеральной программе «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)».

 

Общая характеристика инновационного менеджмента: содержание, цели, этапы формирования и реализации инновационных проектов

 

Инновационный менеджмент – это управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы.

Содержание инновационного менеджмента включает:

– разработку планов и программ инновационной деятельности;

– наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;

– рассмотрение проектов создания новых продуктов;

– проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях);

– обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

– обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

– создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Целями процесса инновации является:

– нахождение нового технического решения проблемы;

– проведение НИОКР;

– налаживание серийного производства;

– параллельная подготовка и организация сбыта;

– внедрение нового товара на рынок;

– закрепление на новых рынках, путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности.

Основными этапами формирования и реализации инновационных проектов являются:

– систематизация поступающих идей (сбор информации о технологических изменениях в отрасли, подотрасли о потенциальных возможностях фирмы, о сегментах рынка и тенденциях их развития);

– отбор выявленных идей нового продукта;

– анализ экономической эффективности нового продукта;

– создание нового продукта;

– тестирование на рынке;

– внедрение нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат.

Принципами менеджмента, обеспечивающими эффективность инноваций, являются:

– создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

– нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;

– определение приоритетных направлений инновационной деятельности, исходя из целей и задач фирмы;

– сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование – производство – сбыт»;

– максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работы не по «эстафетному» принципу, а на основе параллельного решения инновационных задач.