Предисловие
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества становится процесс информатизации системы образования, что предполагает использование дидактических возможностей новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, для повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.
Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в практику обучения психолого-педагогических разработок, основанных на применении в учебном процессе компьютерных технологий. Реализация идей, заложенных в теории проблемного обучения, алгоритмизации обучения с помощью компьютера в высших учебных заведениях приводит к повышению качества усваиваемых знаний, умений и навыков, к экономии времени на изучение учебного материала, развитию творческого потенциала студентов. Развитие профессионально значимых качеств билингвальной личности, в том числе ее познавательной самостоятельности, является одной из важнейших задач, решаемых в национальном педвузе посредством тестирующих систем при изучении лингвистических дисциплин.
Настоящее учебное пособие «Современный русский литературный язык: тестовые материалы» представляет собой лингводидактическую программу, посвященную обучению трудным разделам данного учебного предмета.
Основными принципами построения тестовых материалов послужили:
· принцип профессиональной и функционально-коммуникативной направленности обучения языку;
· принцип максимального правдоподобия элементов тестовых заданий и эквивалентности этих заданий и текста;
· принцип оптимальной сбалансированности обучающей и контролирующей функций тестовых заданий;
· принцип информативности, устойчивости тестовых заданий;
· принцип однозначности решения лингвистических задач.
Характерными качествами подготовленных по курсу современного русского литературного языка тестовых заданий являются:
- целостность лингвистической системы, обусловленная особенностями формирования у обучаемых познавательной и речемыслительной деятельности при изучении учебного материала;
- системный подход к разработке тестовых заданий, отвечающий логике изложения учебного материала и требующий учета своеобразия усвоения студентами-филологами знаменательных и служебных частей речи, моно- и полипредикативных конструкций;
- научность и информативность, доступность и посильность тестовых заданий, ибо они составлены в соответствии с поэтапным формированием у студентов познавательной деятельности и характером организационных форм обучения (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, «круглые столы», защита творческих работ, самообучение, взаимоконтроль и т.д.);
- дифференциация и вариативность предлагаемых заданий, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса и позволяет проследить творческий рост каждого студента.
Педагогические тесты (входные, формирующие, диагностические, итоговые) носят универсальный характер. Их можно использовать как на этапе выявления исходных знаний, умений и навыков по предмету у студентов-филологов, так и на этапах обучения и мониторинга сформированности у них лингвистической и коммуникативной компетентности.
В данном учебном пособии представлены разнотипные тестовые задания:
1) задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов;
2) задания на дополнение (открытые задания), требующие при выполнении от обучающегося самостоятельного получения ответов;
3) задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
4) задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий с языковым материалом.
Надежность и валидность предлагаемых тестовых заданий для текущего, тематического, рубежного, итогового контроля уровней сформированности у студентов-филологов навыков распознавания и характеристики разноуровневых языковых средств и единиц обеспечиваются тем, что эти задания отражают не только достижения современной научной грамматики, но и требования действующих учебных программ и пособий по русскому языку для национальных школ.
Данные тестовые задания студенты очного и заочного отделений могут использовать и для самоконтроля, и для разработки аналогичных средств оценки знаний своих товарищей в условиях творческого сотрудничества с преподавателем.