Предисловие

 

Одним из при­оритетных направлений информатизации современного общества становится процесс ин­форматизации системы образования, что предполагает использование дидактических возможностей новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, для повыше­ния эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в практику обучения психолого-педагогических разработок, основанных на применении в учебном процессе компьютерных технологий. Реализация идей, заложенных в теории проблемного обучения, алгоритмизации обучения с помощью компьютера в высших учебных заведениях приводит к повышению качества усваи­ваемых знаний, умений и навыков, к экономии времени на изучение учебного мате­риала, развитию творческого потенциала студентов. Развитие профессионально зна­чимых качеств билингвальной личности, в том числе ее познавательной самостоятельности, является одной из важнейших задач, решаемых в национальном педвузе посредством тестирующих систем при изучении лингвистических дисциплин.

Настоящее учебное пособие «Современный русский литературный язык: тестовые материалы» представляет собой лингводидактическую программу, посвященную обучению трудным разделам данного учебного предмета.

Основными принципами построения тестовых материалов послужили:

· принцип профессиональной и функционально-коммуникативной направленности обучения языку;

· принцип максимального правдоподобия элементов тестовых заданий и эквивалентности этих заданий и текста;

· принцип оптимальной сбалансированности обучающей и контролирующей функций тестовых заданий;

· принцип информативности, устойчивости тестовых заданий;

· принцип однозначности решения лингвистических задач.

Характерными качествами подготовленных по курсу современного русского литературного языка тестовых заданий являются:

- целостность лингвистической системы, обусловленная особенностями формирования у обучаемых познавательной и речемыслительной деятельности при изучении учебного материала;

- системный подход к разработке тестовых заданий, отвечающий логике изложения учебного материала и требующий учета своеобразия усвоения студентами-филологами знаменательных и служебных частей речи, моно- и полипредикативных конструкций;

- научность и информативность, доступность и посильность тестовых заданий, ибо они составлены в соответствии с поэтапным формированием у студентов познавательной деятельности и характером организационных форм обучения (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, «круглые столы», защита творческих работ, самообучение, взаимоконтроль и т.д.);

- дифференциация и вариативность предлагаемых заданий, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса и позволяет проследить творческий рост каждого студента.

Педагогические тесты (входные, формирующие, диагностические, итоговые) носят универсальный характер. Их можно использовать как на этапе выявления исходных знаний, умений и навыков по предмету у студентов-филологов, так и на этапах обучения и мониторинга сформированности у них лингвистической и коммуникативной компетентности.

В данном учебном пособии представлены разнотипные тестовые задания:

1) задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

2) задания на дополнение (открытые задания), требующие при выполнении от обучающегося самостоятельного получения ответов;

3) задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

4) задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий с языковым материалом.

Надежность и валидность предлагаемых тестовых заданий для текущего, тематического, рубежного, итогового контроля уровней сформированности у студентов-филологов навыков распознавания и характеристики разноуровневых языковых средств и единиц обеспечиваются тем, что эти задания отражают не только достижения современной научной грамматики, но и требования действующих учебных программ и пособий по русскому языку для национальных школ.

Данные тестовые задания студенты очного и заочного отделений могут использовать и для самоконтроля, и для разработки аналогичных средств оценки знаний своих товарищей в условиях творческого сотрудничества с преподавателем.