III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.

Цель: обеспечение адаптации молодых трудных воинов к условиям воинской службы и вхождения их в коллективы подразделений и частей.

Субъекты: командиры частей (кораблей) и подразделений, их заместители, офицеры структур воспитательной работы, прапорщики, сержанты, активисты, родители, соответствующие общественные армейские (флотские) институты.

Объекты: выявленные молодые солдаты (матросы) с негативными качествами личности.

Методический инструментарий: беседы, инструктажи, наблюдение, опросы, анкетирование, самооценка, изучение результатов деятельности, сбор независимых характеристик, переубеждение, переучивание, «реконструкция характера», «взрыв», разрыв нежелательных контактов, критика и самокритика, опосредованное педагогическое воздействие, самоисправление, соревнование, поощрение, принуждение и др.

Временные рамки: июнь-ноябрь, декабрь-май.

Содержание превентивной деятельности включает:

- углублённое изучение поведения трудных военнослужащих и систематическое наблюдение за ними;

- совершенствование имеющихся знаний и сведений о перевоспитуемых воинах и характере отклонений в их поведении;

- планирование превентивной работы с каждым трудным воспитанником;

- изучение требований законов и уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах;

- знакомство с боевыми традициями частей (кораблей) и соединений;

- установление переписки и встречи с родителями трудных солдат;

- оказание конкретной помощи молодым солдатам (матросам), испытывающим трудности привыкания к военной службе, романические и личностные затруднения; пострадавшим от грубости начальников, служебных конфликтов, унизительных ритуалов, неуставных взаимоотношений и т.д.;

- ежедневное заслушивание командиров взводов и отделений (расчётов) о поведении трудных воинов, их настроениях, психическом и физическом здоровье;

- осуществление повседневного контроля над молодыми воинами, которые постоянно вступают в пререкания, болезненно реагируют на полученные замечания;

- усиление контроля за экипировкой личного состава, поддержание уставного порядка в подсобных помещениях;

- проверка очередности нарядов, соблюдение графика уборки территорий и помещений;

- выявление у трудных воспитанников качеств, способностей и умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие;

- широкое вовлечение военнослужащих во все виды воинской деятельности;

- проведение активной индивидуальной воспитательной работы с трудными воинами;

- предъявление высокой командирской требовательности к перевоспитуемым воинам в сочетании с заботой о них;

- обеспечение высокой личной примерности и ответственности всех категорий личного состава;

- воспитание в коллективе и через коллектив, формирование здорового общественного мнения, организация товарищеской взаимопомощи;

- предоставление самостоятельности в решении сложных учебно-боевых задач;

- организация успеха в боевой и общественно-государственной подготовке;

- систематическая читка приказов на вечерних поверках, проведение встреч с работниками военной прокуратуры;

- подготовка и выпуск специальных плакатов с письмами бывших военнослужащих, отбывающих сроки заключения за воинские и гражданские преступления;

- регулярные поощрения даже за незначительные успехи в учёбе и службе;

- обеспечение немедленного реагирования на каждый факт негативного поведения трудных воинов;

- обучение правильной самооценке качеств личности и норм поведения, оказание помощи в самоисправлении;

- организация систематических отчётов трудных воинов перед коллективом подразделений о поведении, деятельности и службе;

- вовлечение в культурно-досуговую работу, активизация физического воспитания и др.

Прогнозируемый результат: искоренение негативных и формирование положительных качеств личности у трудных воинов при отсутствии положительных результатов постановки окончательного диагноза типов трудности перевоспитуемых воинов и путей их предупреждения и преодоления в течение дальнейшей армейской (флотской) службы.