III. Этап превентивной деятельности различных категорий воспитателей с молодыми воинами.
Цель: обеспечение адаптации молодых трудных воинов к условиям воинской службы и вхождения их в коллективы подразделений и частей.
Субъекты: командиры частей (кораблей) и подразделений, их заместители, офицеры структур воспитательной работы, прапорщики, сержанты, активисты, родители, соответствующие общественные армейские (флотские) институты.
Объекты: выявленные молодые солдаты (матросы) с негативными качествами личности.
Методический инструментарий: беседы, инструктажи, наблюдение, опросы, анкетирование, самооценка, изучение результатов деятельности, сбор независимых характеристик, переубеждение, переучивание, «реконструкция характера», «взрыв», разрыв нежелательных контактов, критика и самокритика, опосредованное педагогическое воздействие, самоисправление, соревнование, поощрение, принуждение и др.
Временные рамки: июнь-ноябрь, декабрь-май.
Содержание превентивной деятельности включает:
- углублённое изучение поведения трудных военнослужащих и систематическое наблюдение за ними;
- совершенствование имеющихся знаний и сведений о перевоспитуемых воинах и характере отклонений в их поведении;
- планирование превентивной работы с каждым трудным воспитанником;
- изучение требований законов и уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах;
- знакомство с боевыми традициями частей (кораблей) и соединений;
- установление переписки и встречи с родителями трудных солдат;
- оказание конкретной помощи молодым солдатам (матросам), испытывающим трудности привыкания к военной службе, романические и личностные затруднения; пострадавшим от грубости начальников, служебных конфликтов, унизительных ритуалов, неуставных взаимоотношений и т.д.;
- ежедневное заслушивание командиров взводов и отделений (расчётов) о поведении трудных воинов, их настроениях, психическом и физическом здоровье;
- осуществление повседневного контроля над молодыми воинами, которые постоянно вступают в пререкания, болезненно реагируют на полученные замечания;
- усиление контроля за экипировкой личного состава, поддержание уставного порядка в подсобных помещениях;
- проверка очередности нарядов, соблюдение графика уборки территорий и помещений;
- выявление у трудных воспитанников качеств, способностей и умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие;
- широкое вовлечение военнослужащих во все виды воинской деятельности;
- проведение активной индивидуальной воспитательной работы с трудными воинами;
- предъявление высокой командирской требовательности к перевоспитуемым воинам в сочетании с заботой о них;
- обеспечение высокой личной примерности и ответственности всех категорий личного состава;
- воспитание в коллективе и через коллектив, формирование здорового общественного мнения, организация товарищеской взаимопомощи;
- предоставление самостоятельности в решении сложных учебно-боевых задач;
- организация успеха в боевой и общественно-государственной подготовке;
- систематическая читка приказов на вечерних поверках, проведение встреч с работниками военной прокуратуры;
- подготовка и выпуск специальных плакатов с письмами бывших военнослужащих, отбывающих сроки заключения за воинские и гражданские преступления;
- регулярные поощрения даже за незначительные успехи в учёбе и службе;
- обеспечение немедленного реагирования на каждый факт негативного поведения трудных воинов;
- обучение правильной самооценке качеств личности и норм поведения, оказание помощи в самоисправлении;
- организация систематических отчётов трудных воинов перед коллективом подразделений о поведении, деятельности и службе;
- вовлечение в культурно-досуговую работу, активизация физического воспитания и др.
Прогнозируемый результат: искоренение негативных и формирование положительных качеств личности у трудных воинов при отсутствии положительных результатов постановки окончательного диагноза типов трудности перевоспитуемых воинов и путей их предупреждения и преодоления в течение дальнейшей армейской (флотской) службы.