Деловая игра по теме «Кредитование юридических лиц»

Делова игра моделирует на практике процесс организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке. Среди всех студентов методом жеребьевки распределяются роли и должностные обязанности (см. табл.).

Таблица.

Распределение ролей в деловой игре

Отдел Должностные обязанности Функции в игре
Отдел корпоративного бизнеса (4 человека) 1. Поиск потенциальных клиентов, т.е. лиц, имеющих заинтересованность (и потенциальную возможность) в использовании кредитных продуктов Банка. 2. Сбор информации о потенциальных клиентах в СМИ. 3. Проведение первичных встреч с клиентами. 4. Передача имеющейся информации о клиенте в Службу экономической безопасности Банка для проверки деловой репутации клиента. 5. Передача клиентов, которые соответствуют кредитной политике Банка, на рассмотрение в Отдел корпоративного кредитования. 1.Обсудить каким критериям должны соответствовать клиенты, чтобы иметь возможность пользовать кредитными продуктами Банка. 2.Обсудить способы привлечения клиента в Банк. 3.Обсудить источники информации о клиенте.  
Отдел корпоративного кредитования (4 человека)   1. Анализ финансовой отчетности клиента на соответствие основным условиям экономической устойчивости предприятия, в том числе: соотношение собственных и заемных средств в балансе, рентабельности бизнеса и пр. 2. Оценка необходимости создания РВПС и объемом создаваемых резервов в рамках 254-П 3. Передача необходимых документов залоговой службе Банка и юридическому отделу. 4. Представление клиента на кредитном комитете Банка. 5. Выдача кредита – оформление кредитных, обеспечительных договоров. 6. Передача распоряжений в бухгалтерию Банка о выдаче кредита. 1. Разработать критерии финансовой устойчивости предприятия. 2. Перечислить виды кредитных рисков, которые могут возникать на этапе финансового анализа. 3. Перечислить категории качества ссуд и основные критерии отнесения ссуды в определенную категорию качества.  
Служба экономической безопасности (2 человека) 1. Проверка деловой репутации клиента посредством имеющихся источников. 2. Предоставление заключения о целесообразности дальнейшего сотрудничества с клиентом.   1. Обсудить источники информации, которые могут быть использованы при оценке деловой репутации клиента. 2. Обсудить какие факторы могут послужить причиной оценки деловой репутации клиента, как отрицательной.
Юридический отдел (2 человека) 1. Оценка правоспособности лиц, принимающих решение о необходимости кредитования 2. Оценка права собственности на предлагаемое в залог имущество 3. Предоставление заключения о возможности сотрудничества с данным клиентом и о приемлемости юридических рисков по сделке. 1. Обсудить перечень юридических документов компании, которые клиент должен представить в Банк для получения кредита. 2. Обсудить перечень документов, подтверждающих право собственности на предоставляемое в залог имущество (оборудование, недвижимость, товары в обороте).
Залоговая служба (2 человека) 1. Оценка возможности принятия в залог предлагаемого имущества. 2. Оценка рыночной стоимости имущества, предлагаемого клиентом в качестве залога. 3. Проверка залога как по документам, так и фактически с выездом. 4. Предоставление заключения о возможности сотрудничества с данным клиентом и о размере кредита, который может быть представлен клиенту, исходя из рыночной стоимости имущества. 1. Обсудить виды имущества, которые могут выступать предметом залога. 2. Обсудить возможные трудности, с которыми можно столкнуться в процессе принятия имущества в залог. 3. Обсудить способы оценки рыночной стоимости имущества.  
Кредитный комитет (все участники) 1. Принятие решения о кредитовании клиента и основных условиях кредитования клиента на основе предоставленной соответствующими отделами Банка информации.   1. Обсудить перечень вопросов, условий, выносимых на рассмотрение кредитного комитета (какие основные параметры кредитной сделки должны быть утверждены членами кредитного комитета). 2. Обсудить, какие риски могут возникать на данном этапе кредитного процесса.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ