Важнейшие события истории католицизма

Для католической церкви характерен принцип догматического развития, который затруднял ее общение с другими христианскими церквами и был одной из причин разделения с православием. В основе этого принципа лежало учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствии с живым голосом (т. е. с существующей практикой) церкви, которая, руководимая Святым Духом, обладает способностью непогрешимого толкования вероучения. Своеобразие католических догматической, литургической и организационной практик накапливалось столетиями. В этом и коренится основная причина разделения церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную). Но в конкретной исторической ситуации основной причиной стало соперничество между Папой Римским и главой православной церкви – Патриархом Константинопольским. Впервые этот конфликт принял открытую форму в 60-х годах IX в., когда папа Николай I не признал смещение патриарха Игнатия, совершенное императором Михаилом III,и возведение на его место Фотия, не имевшего к моменту назначения ни монашеского пострига, ни священнического сана, но прославившегося своею ученостью. Николай I в 863 г. предал Фотия анафеме (отлучил от церкви). В свою очередь Фотий, недовольный усилением позиций Римской церкви в недавно христианизированной Болгарии, объявил в 867 г. о низложении Николая I и впервые выдвинул обвинение против папства, допустившего уклонение от истинного вероучения церкви, которое проявилось в признании учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Так filioque впервые стало вероучительным разделом между христианским Западом и Востоком. Правда, в тот момент разделение еще не стало окончательным. Восстановлению непрочного единства способствовала смерть Николая I в конце 867 г. и в том же году свержение Михаила III Василием I Македонянином, с последовавшим за ним удалением Фотия.

Окончательное разделение церкви произошло в XI в. при папе римском Льве IX и константинопольском патриархе Михаиле Кируларии. Поводом послужило стремление папы ввести обычаи Латинской церкви в диоцезах Южной Италии, где традиционно находились византийские владения. Патриарх и папа вступили в дипломатическую переписку, а в Константинополь было отправлено посольство, во главе которого стоял кардинал Гумберт Сильва Кандидский, своей заносчивостью восстановивший против себя высшее духовенство Византии. Когда папские послы увидели, что им не удается переубедить своих оппонентов, они составили акт отлучения патриарха и Греческой церкви и, положив его во время богослужения на престол храма св. Софии, покинули Константинополь. На соборе, созванном Михаилом Кируларием в 1054 г., папские легаты были преданы проклятию. Восточная церковь объявила о своем отделении от церкви Западной, и тем самым было положено начало окончательному разделению, поскольку все восточные патриархи поддержали Константинопольского.

Этот раскол сохраняется и в настоящее время, но начавшееся в 60-е годы XX в. католическое экуменическое движение способствовало тому, что на заключительном заседании II Ватиканского собора 7 декабря 1965 г. папа Павел VI отменил отлучение от церкви Михаила Кирулария. Одновременно в храме св. Ирины в Константинополе была проведена церемония отмены анафемы папским легатам и обвинений Римской церкви в извращении веры.

Таким образом, собственно история католической церкви начинается с конца IX в. Церковь была уже крепко связана с новыми государственными образованиями, в первую очередь с Франкской империей, достигшей вершины своего могущества при Карле Великом (768–814), создавшем модель отношений монарха и папы. Но начавшийся после смерти Карла распад империи сказался и на католической церкви. В начале X в. папский престол стал игрушкой в руках политических кланов, образованных римской знатью. На протяжении нескольких десятилетий власть в Риме находилась в руках семейства консула Теофилакта, жена которого Теодора и дочери Мароция и Теодора Младшая с помощью интриг возводили на папский престол своих родственников и любовников и свергали неудобных им первосвященников. Именно эта обстановка способствовала возникновению легенды о женщине-папе, историческая необоснованность которой была доказана еще в XIX в. В 962 г. германский король Отгон I короновался в Риме императорской короной, положив тем самым начало новому государству – Священной Римской империи, которая включала в себя и Итальянские земли, но эти изменения не привели к существенному изменению обстановки в Вечном городе. В этой ситуации императорская власть сумела поставить церковь в полную зависимость, и в германских и итальянских землях назначение епископов – инвеститура – стало делом светских властей; следствием такой политики стало более широкое обмирщение церкви.

Движение за реформу церкви, подготовленное в бургундском монастыре Клюни, начавшееся в X в. и захватившее следующее столетие, поставило своею целью восстановление церковной и монастырской дисциплины и укрепление авторитета папства. За несколько десятилетий была создана система монастырей, подчиненных непосредственно Риму, введен целибат, установлены жесткие правила избрания римского папы, начата борьба с торговлей церковными должностями (симонией). Именно в клюнийских кругах возникла программа папской теократии, которую пытались реализовать Григорий VII и Иннокентий III. Суть ее была выражена в формуле: «Светская власть является отражением сияния папского авторитета, подобно Луне, отражающей свет Солнца».

В XI–XII вв. основным стержнем политики католической церкви стал вопрос об инвеституре. Папы настаивали на том, что светская власть не имеет права вмешиваться в духовные дела, каковым является поставление епископа, а императоры указывали на то, что епископы, имеющие земельные владения, должны получать право на владение ими наравне с другими феодалами, т. е. из рук государя. Кульминацией этого противостояния было отлучение в 1076 г. императора Генриха IV папой Григорием VII. Император был вынужден в 1077 г. пойти на покаяние к папе в замок Каноссу в Италии, и это событие стало символом папского могущества. Но все же папские требования, связанные с инвеститурой, полностью осуществить не удалось. В 1122 г. был заключен так называемый Вормский конкордат, согласно которому и папа, и император имеют право поставления притом что папа вручает епископу символ духовной власти – посох, а император возводит его в права земельного владения. Уже один этот факт свидетельствует о тесных связях католической церкви с феодальными порядками.

В это же время начались крестовые походы. Хотя главной целью движения было объявлено освобождение от неверных христианских святынь на Востоке, в первую очередь Гроба Господня, крестовые походы имели вполне прозаическую основу. В Западной Европе было много безземельных рыцарей, видевших единственный источник средств – в ведении междоусобных войн. Все попытки церкви ввести ограничения на ведение войн путем запрета военных действий в дни христианских праздников (так называемого Божьего мира) успеха не имели. Перспектива войны на Востоке нашла отклик не только среди рыцарства. Для простого люда она открывала возможность освобождения от долговых обязательств, а для итальянских купцов – перспективу монополизации торговли с Востоком. В 1099 г., во время I Крестового похода, был взят Иерусалим и вокруг него образовалось королевство, организованное по типу феодальных государств Европы. Однако в 1187 г. мусульманам удалось освободить город, и все попытки его возвращения не имели успеха. Последующие крестовые походы свидетельствовали об упадке самой идеи движения. Во время IV Крестового похода в 1204 г. был захвачен Константинополь, что стало реальным доказательством окончательного разделения Церкви. В 1270 г. состоялся последний – VII Крестовый поход в Тунис, руководил которым король Франции Людовик IX Святой.

В ХП–ХШ вв. сложилось наиболее значительное направление в средневековой философии – схоластика (лат. schola – «школа»). Схоластика стремилась дать новое, более глубокое теоретическое обоснование богословию, в котором в это время преобладали восходившие к патристике воззрения о главенстве веры, а не стремление понять ее смысл. Схоласты, в противовес этому, провозгласили более высокую оценку доводов разума и допустили использование логической аргументации для обоснования положений веры. По этой причине в их среде возникло необычайно высокое почитание философии Аристотеля. Важнейший представитель схоластики Фома Аквинский (1225/26–1274) выдвинул теорию, согласно которой одни положения вероучения могут быть доказаны рационально (бытие Бога), другие же, основанные на непреложных истинах Божественного откровения, должны быть приняты на веру (догмат о триединстве). В результате схоластика сочетала рационализм и авторитаризм мышления, который со временем занял главенствующее положение, что и породило в XV в. глубокий кризис схоластики

Пережив в начале ХIII в., в правление Иннокентия III (1198–1216) вершину своего могущества, папство столкнулось в XIII–XIV вв. с новой силой – нарождающимися централизованными монархиями. Наиболее ярким эпизодом этого конфликта стало соперничество французского короля Филиппа IV Красивого (1285–1314) и папы Бонифация VIII (1294–1303), во время которого французское духовенство, возмущенное вмешательством папы во внутренние дела своей страны, поддержало короля и потребовало смещения папы. Посланцы Филиппа IV захватили папу в итальянском городе Ананьи. Не вынеся оскорблений, Бонифаций VIII скончался. Результатом победы Филиппа IV стало переселение главы католической церкви из Рима в город Авиньон, находившийся вблизи французской границы, где они попали в полную зависимость от королевской власти. Период с 1309 по 1377 гг., в течение которого папский престол занимали только выходцы из Франции, получил название Авиньонского пленения.

Возвращение папы в Рим в 1377 г. вызвало еще большие смуты. Кардиналы, оставшиеся в Авиньоне, избрали своего папу и до 1417 г. в церкви существовало сразу несколько пап: в 1409 г., на соборе в Пизе, в дополнение к Римскому и Авиньонскому был избран соборный папа Александр V. Конец Великой схизме (расколу) положил Констанцский собор, созванный в 1414 г., который низложил всех трех пап и избрал нового – Мартина V (1417–1431). Помимо вопроса о папской власти, собор в 1415 г. осудил на смерть чешского реформатора Яна Гуса, осуждавшего злоупотребления папства и требовавшего коренной реформы церкви (проповеди на национальных языках и причастия хлебом и вином для мирян). Его казнь положила начало многолетним гражданским войнам в Чехии.

История церкви в XV–начале XVI в. определялась тем, что возвратившиеся в Италию папы на десятилетия оказались втянутыми в региональную итальянскую политику, часто переплетавшуюся с семейными делами первосвященников, и отодвинули на второй план церковные дела. Именно в это время крайних пределов достигает практика непотизма (лат. nepos – племянник), в соответствии с которой папы раздавали церковные должности своим родственникам и детям, которых стыдливо именовали племянниками. Однако увлеченные интригами папы ослабили духовную цензуру, что способствовало развитию первой в истории европейской культуры светской идейной программы – гуманизма, ставшего основой культуры Возрождения.

В XVI–XVII вв., в условиях усиления Реформации, в католической церкви развернулось широкое церковно-политическое движение – Контрреформация, ставившая целью восстановление утраченных Римом позиций. Ее проявлениями были: утверждение Ордена иезуитов (1540), реорганизация инквизиции (1542), публикация «Индекса запрещенных книг» (списка книг, чтение которых католикам запрещалось, просуществовавшего с 1559 по 1966 гг.) и созыв Тридентского собора, проходившего с перерывами с 1545 по 1563 гг., укрепившего традиционную ортодоксию и осудившего все положения протестантских учений. Идеологии Контрреформации было свойственно стремление подчинить науку церковному авторитету. Примером этого было преследование коперниканства, ознаменовавшееся сожжением в 1600 г. Джордано Бруно и осуждением в 1633 г. Галилео Галилея. Вместе с тем церковь не отказывалась от использования практических результатов естествознания: в 1582 г. папа Григорий XIII утвердил новый календарь, получивший от его имени наименование Григорианского (так называемый новый стиль), при составлении которого использовались достижения современной астрономии.

Политическое выражение Контрреформации – религиозные войны в Германии и Франции; кульминационным событием последних стала резня протестантов в Париже в 1572 г. – так называемая Варфоломеевская ночь; политика Испании в Нидерландах, вызвавшая мощное восстание, завершившееся образованием протестантской Голландии, а также ее борьба против Англии, приведшая к гибели в 1588 г. испанского флота – знаменитой «Непобедимой армады». К середине XVII в. католической церкви ценой огромных усилий удалось укрепить свои институты и сохранить свои позиции во Франции, Южных Нидерландах и Западных Германских землях. Но религиозно-политическая ситуация в Европе изменилась кардинальным образом. На смену средневековому церковному единству пришло вероисповедное многообразие, в котором католицизм стал лишь одной из конфессий, наряду с лютеранством, кальвинизмом и англиканством.

В XVIII в. церковь пыталась играть роль арбитра в делах европейской политики. Идеологически она продолжала линию Контрреформации, что вылилось в широкую кампанию против идей Просвещения. В 1755 г. был запрещен дальнейший выпуск «Энциклопедии», редактировавшейся Д. Дидро. Во время Великой французской революции церковь, вставшая на сторону старого порядка, была подвергнута суровым гонениям. Были конфискованы церковные земли и распущены все монашеские ордена. В ходе кампании дехристиаиизации, проходившей в 1792–1793 гг., практически были прекращены богослужения на всей территории Франции. В 1801 г. Наполеон Бонапарт заключил конкордат (соглашение) с папой Пием VII, согласно которому католицизм был восстановлен как религия большинства французов, но не получил статуса государственной религии.

После падения Наполеона I в 1815 г. и Венского конгресса церковь пыталась восстановить свои позиции. Однако этому препятствовали общественные изменения, произошедшие после Французской революции в большинстве стран Европы – возврат ряда правительств к принципам буржуазного антиклерикализма, разумеется, без крайностей эпохи дехристиаиизации (например, во Франции и Бельгии после революции 1830 г. были восстановлены принципы конкордата 1801 г., уравнявшие в правах последователей всех религий) – и освободительное движение в самой Италии. Объединение Италии, состоявшееся в 1860–70-х годах, было враждебно встречено папой Пием IX (1846–1878), отлучившим от церкви первого короля объеденной Италии Виктора-Эммануила I. В догматической и организационной сфере католическая церковь в XIX в. оставалась на консервативных позициях. Все попытки реформ и любые прогрессивные идеи встречали неизменное осуждение. В 1864 г. был издан знаменитый «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» (обычно именуемый по первому латинскому слову названия «Syllabus»), в котором осуждались не только атеизм, социалистические и коммунистические идеи, но и свобода совести, светская школа, гражданский брак и многое другое. В конце XIX в. церковь попыталась оказать влияние на политическую жизнь с помощью католических партий и рабочих организаций, которые начали создаваться по инициативе папы Льва XIII (1878–1903).

В XX в. церковь оказалась в сложных условиях. Уже достаточно связанная с традиционными буржуазными государственными институтами, она в ряде случаев была вынуждена поддерживать консервативные силы, что вызывало возражения со стороны рядовых верующих. Подобные политические компромиссы, особенно с фашистским режимом Б. Муссолини, способствовали радикализации рабочего движения и проникновению в широкие массы коммунистических идей. Не всегда последовательной была позиция церкви и в отношении жестоких тоталитарных режимов. Если в отношении коммунистических диктатур вследствие их откровенного атеистического характера церковь занимала, во всяком случае, до 1960-х годов, непримиримую позицию в отношении враждебного ей, но вынужденного до поры считаться с мнением части немцев-католиков гитлеровского режима ее позиция была непоследовательной, а иногда, как во время нацистской оккупации Италии, вызывающе нейтральной. В Латинской Америке широкой поддержкой церкви пользовались диктаторские режимы; именно этим вызвано то причудливое сочетание христианских и марксистских постулатов, которое нашло отражение в движении Мятежной церкви и теологии освобождения в 60-80-е годы прошлого века.

Политическая ситуация и изменение отношения к церкви в обществе в середине XX в. заставили папу Иоанна XXIII (1958–1963) начать реформу всей структуры и вероучения церкви. Для этого в 1962 г. был созван II Ватиканский собор, завершившийся в 1965 г. Его решения сыграли огромную роль в обновлении церковной жизни. Католическая церковь провозгласила, что она вероучительно не связывает себя ни с какой формой отношения к собственности. Это дало ей возможность занять позицию конструктивной критики многих отрицательных сторон жизни стран Запада. Церковь провозгласила курс на развитие движения в защиту мира и осудила любые формы военного решения спорных вопросов. Изменения в области вероучения были также радикальными: провозглашен курс на достижение христианского единства; осуждены проявления религиозной нетерпимости и антисемитизма, в прошлом свойственные католической церкви; иначе сформулирована задача духовенства – служить людям, а не создавать некую форму власти; появилось стремление шире его использовать в деле евангелизации общества мирян. Впрочем, на практике воплощение решений Собора проходило не всегда успешно. Например, папа Иоанн-Павел II (1978–2005) внес в литургическую практику ряд изменений, восстановивших старые богослужебные нормы. И, тем не менее, после II Ватиканского собора отмечается оживление деятельности католической церкви, что нашло особое отражение в ее восточной политике, поддержавшей стремление к обновлению политических систем стран Центральной и Восточной Европы в начале 90-х годов XX в.