Полная индукция
Индуктивными называют умозаключения, в которых из посылок меньшей степени обобщенности получают более общие выводы. Основными видами индукции являются полная и неполная индукция, неполная в свою очередь делится на популярную и научную.
Полная индукция отвечает на вопрос о наличии признака у класса объектов на том основании, что этот признак имеется у всех элементов данного класса:
А имеет признак а
В имеет признак а
С имеет признак а
А, В, С составляют класс D
D имеет признак а
Например:
Вуз имеет три факультета: юридический, экономический и психологический
Юридический факультет выполнил план приема студентов
Экономический факультет выполнил план приема студентов
Психологический факультет выполнил план приема студентов
Все факультеты вуза выполнили план приема студентов
Правила полной индукции:
1. Должны быть изучены все элементы класса.
2. Не должно быть случаев противоречащих.
3. Выводы являются достоверными.
Ошибка «поспешное обобщение» связана с нарушением первого правила и состоит в том, что изучаются не все элементы класса.
Рассмотрим действие правил и возможные причины ошибок на примере.
Предположим, нам надо ответить на вопрос «Все ли вузы и филиалы, расположенные в г.Ярославле имеют государственную аккредитацию?». Для решения данной задачи нужны два основных условия: полный список соответствующих образовательных учреждений и возможность проверить наличие у каждого из них данного признака. Для получения вывода необходимо изучить все образовательные учреждения на предмет наличия у них аккредитации. Вывод будет достоверен, если будут изучены все учреждения, и у каждого из них будет обнаружен соответствующий документ. Отсутствие документа или его ненадлежащее оформление, просроченность и прочие подобные обстоятеьства не позволяют делать достоверный вывод.
Ошибка в данном примере может возникать в силу ряда объективных и субъективных причин. Объективные причины ошибки могут быть вызваны:
открытием новых филиалов после исследования,
отзывом лицензии у какого-то учреждения после поведения исследования,
наличием лицензии по оказанию образовательных услуг на одни факультеты и отсутствием лицензии по другим специальностям и т.д.
Субъективные ошибки могут быть вызваны нашим незнанием о существовании некоторых филиалов во время исследования, недобросовестностью лиц, осуществляющих проверку и прочими обстоятельствами.