Как осуществляется реализация стратегии диверсификации в родственные отрасли (центрированной)?
В процессе поиска вариантов для диверсификации компания может остановить свой выбор на родственной или на новой для нее отрасли. В первом случае диверсификация проводится в отрасли, обладающей своего рода стратегическим соответствием. Стратегическое соответствие существует в том случае, когда различные фирмы имеют достаточно схожее производство, что создает возможность для: передачи мастерства и опыта от одной компании к другой; объединения различных производств в единую систему с целью снижения издержек производства.
Диверсифицированная компания, которая использует внутреннюю взаи-мосвязь между фирмами, имеющими схожее производство, и берет на воору-жение преимущества стратегического соответствия, достигает от совместных действий большего эффекта, чем в сумме две компании могли бы получить, проводя независимую политику.
Существование стратегического соответствия в хозяйственном портфеле диверсифицированной фирмы вместе с мастерством корпоративного руко-водства создает при родственной диверсификации эффект 2 + 2 = 5 и стано-вится базисом для создания конкурентного преимущества. Чем больше выго-ды, извлекаемые из стратегического соответствия, тем больше конкурентное преимущество, получаемое от осуществления родственной диверсификации, и,
следовательно, родственная диверсификация удовлетворяет требованиям «кри-терия дополнительных выгод» и увеличивает доходность акций компаний.
Родственная диверсификация проводится между компаниями, имеющими родственное производство и обладающими стратегическим соответствием.
Что делает родственную диверсификацию привлекательной, так это воз-можность превратить стратегическое соответствие в конкурентное преимущество.
Связи, основанные на стратегическом соответствии, могут проявляться в области технологии производства, совместных требований к мастерству персо-нала, единых источников материальных ресурсов и поставщиков, потенциала для совместного производства деталей и компонентов, похожих производствен-ных методов и управленческого ноу-хау, в использовании одинакового подхода к маркетингу и сбыту продукции, одних и тех же оптовых покупателей или розничных дилеров, потенциала совместного послепродажного обслуживания, а также получении синергического эффекта от использования общей торговой марки. Соответствие или родственность могут возникать в любом звене у компаний, имеющих схожие цепочки ценностей. Подобные отношения очень важны, так как раскрывают новые возможности для снижения издержек произ-водства, обмена технологиями и навыками, дополнительного использования преимуществ общей торговой марки и позволяют извлекать другие выгоды из совместной деятельности. Это в свою очередь является важным моментом в завоевании конкурентных преимуществ над соперниками, которые еще не диверсифицировались или диверсифицировалась, но не смогли получить доступ к такого рода преимуществам.