Тема: Дефекты озвончения и оглушения.
Цель: знакомство с основными недостатками произношения звонких и глухих согласных звуков и методикой их исправления.
План:
- Дефекты произношения звонких и глухих согласных звуков.
- Методы исправления дефектов озвончения и оглушения.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонорные звуки».
2. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знаете? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.
3. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?
4. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюдаются чаще, чем нарушения щелевых?
5. Почему дефекты озвончения встречаются значительно чаще, чем дефекты оглушения?
6. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смягчения и озвончения согласных звуков?
7. Раскройте содержание логопедической работы на подготовительном этапе при недостатках произношения звонких и глухих согласных звуков.
8. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.
10. В какой последовательности ведется работа над устранением дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте свой ответ.
11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков построены на подражании (с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков построены на использовании механической помощи? В чем она выражается?
13. Расскажите, какие основные виды работы по автоматизации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа?
Практические задания:
1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу 14:
Таблица 14
Голос | Голос и шум | Шум |
2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артикуляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д], [к] — [г].
3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков.
4. Подберите дидактический материал для дифференциации звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном звучании, в слогах, словах, фразах).
Методические указания и дополнительный материал:
Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.
Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з]—[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
— снижении физического слуха;
— несформированности фонематических процессов;
— нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1. Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).
Частным случаем этого дефекта может быть так называемое недостаточное озвончение:например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
2. Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»),
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов оглушения и озвончения. Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж],а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] → [д] → [г].
В качестве подготовительных упражнений можно выделить:
а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе;
б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.
Литература:
1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М. , 1973.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.
3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.
6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.