Вопрос 6. Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние.

 

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Частные или индивидуальные блага, или товары индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы делимы, т.е. они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были более доступны индивидуальным покупателям.

Кроме того, товары индивидуального потребления подвержены действию принципа исключения, суть которого заключается в следующем: кто в состоянии и желает платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не может платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом.

Но есть такие товары, которые не приносят прибыль, но если такие товары считаются необходимыми обществом, от их производство должно всё равно начаться. Государство играет при этом важную роль. К этой категории товаров относятся общественные блага.

Общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет, например, национальная оборона.

Оно характеризуется двумя свойствами:

1) свойство не избирательности в потреблении – означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других.

2) Свойство неисключаемости потребления означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступно для всех.

Например, отрасль здравоохранения принадлежит к системе коллективных или общественных благ.

Услуги здравоохранения являются объектом коллективного использования, т.е. потребление одним человеком не уменьшает ресурсы потребления, доступные другим членам общества. На «общественные блага», как уже отмечалось, в отличие от благ индивидуального потребления не распространяется принцип исключения других из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения.

Еще одна особенность общественных благ состоит в их способности распространять потребительские эффекты на лиц, не участвующих в рыночной сделке. Услуга предоставляется конкретному лицу, но её полезный эффект ощущают многие люди. В дополнение к индивидуальной потребности возникает ещё и полезность для третьих сторон – так называемый «внешний эффект». Классическим его примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний.

В отличие от частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими партиями») и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения спроса на чисто общественное благо.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной ситуации наличие такой информации – большая редкость.

Если оплата общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации, для приуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо, от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получать это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

«Провалы» (фиаско) рынка – это проявление неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Исправить провалы рынка помогает государство.