Вопрос №3. Нормативные расчеты опережений запуска и выпуска
Опережения запуска и выпуска партий деталей в условиях серийного производства являются одним из основных календарно-плановых нормативов, поскольку на их основе строятся производственные задания цехам и участках, а также определяются нормативные величины производственных заделов.
В общем случае, при расчете опережений запуска и выпуска должны быть учтены следующие их компоненты:
1. длительность обработки партий деталей во всех звеньях производства (цехах), начиная от анализируемого и до замыкающего всю технологическую цепочку;
2. время на межцеховую транспортировку партий деталей и оформление соответствующей внутризаводской документации;
3. время резервного опережения, задаваемое для обеспечения бесперебойности работы последующих звеньев производства при возникновении перебоев в работе предыдущих звеньев;
4. время, необходимое для компенсации сдвигов между выпуском партии из предыдущего цеха и временем ее запуска в последующих цех, возникающих из-за несовпадения ритмов чередования партий в этих цехах.
Математическая запись величины опережения запуска партий деталей в тот или иной цех имеет следующий вид:
; | (4.3.1) |
где k – общее количество цехов от анализируемого до последнего в технологический цепочке;
Тпцi – длительность производственного цикла обработки партии в i-м цехе;
Тсрмцтр – среднее время межцеховой транспортировки партии;
Орезi – резервное опережение, создаваемое после i-го цеха;
Тсдв1i – сдвиг выпуска партий из i-го цеха пот сравнению с запуском ее в (i+1)-й цех, возникающий из-за неравенства ритмов чередования партий в этих цехах;
Тсдв2i – сдвиг выпуска партий из i-го цеха пот сравнению с запуском ее в (i+1)-й цех, возникающий из-за некратности ритмов чередования партий в этих цехах.
Входящая в представленную формулу величина длительности производственного цикла определяется в зависимости от способов чередования операций в каждом из цехов по соответствующим аналитическим формулам.
Время межцеховой транспортировки устанавливается исходя из размеров партии, количества и технических характеристик применяемых транспортных средств, а также исходя из особенностей маршрута транспортировки.
Резервное опережение, создаваемое после каждого i-го цеха, на практике принимается равным ритму чередования партии в следующем за ним (i+1)-м цехе:
; | (4.3.2) |
Величина временного сдвига, возникающего из-за неравенства ритмов чередования партий в смежных цехах, рассчитывается по формуле:
; | (4.3.3) |
Величина временного сдвига, возникающего из-за некратности ритмов чередования партий в смежных цехах, рассчитывается по формуле:
; | (4.3.4) |
где Rmini/i+1 – минимальный из ритмов чередования партий в двух смежных цехах (i-м и (i+1)-м);
dmaxR – наибольший общий делитель для сравниваемых ритмов.
Опережение выпуска партии из цеха меньше опережения ее запуска в этот цех на величину длительности цикла обработки партии в данном цехе:
; | (4.3.5) |
Помимо временных единиц измерения, величины опережений запуска и выпуска также могут быть выражены в натуральных единицах, т.е. в виде количества деталей, которые должны быть выпущены тем или иным цехом к моменту выхода готовой продукции из последнего цеха. Для выполнения такого расчета используются следующие зависимости:
; | (4.3.6) |
; | (4.3.7) |