Товарный ассортимент.
Товарный ассортимент – совокупность всех товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом. Товарный ассортимент состоит из товарных линий. Товарная линия – это совокупность схожих по какому-либо признаку (например, по ориентации на конкретную группу потребителей, по функциональному назначению, по ценовому уровню и т.д.) товаров, предлагаемых продавцом.
Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной, насыщенностью и когерентностью. На рис. 7.2. представлена схема товарного ассортимента относительно его основных характеристик.
Рис. 7.2. Характеристики товарного ассортимента.
Широта товарного ассортимента показывает количество составляющих его товарных линий (A, B, C). Например, товарный ассортимент The Coca-Cola Company представлен такими товарными линиями, как: Coca-Cola, Fanta, Sprite и др.
Глубина характеризует количество единиц товара в каждой товарной линии. Например, товарная линия Coca-Cola представлена таким разнообразием товарных единиц, как: Coca-Cola Light, Coca-Cola Vanilla и т.д.
Насыщенность товарного ассортимента – это общее количество, составляющих его единиц товара, определяется простой суммой всех товарных единиц каждой товарной линии.
Когерентность товарного ассортимента – это согласованность (или общность) товаров и товарных линий с точки зрения их конечного использования, требований к производству, требований каналов распределения и т.д.
В соответствии с этими характеристиками организация может осуществлять развитие своего товарного ассортимента в следующих направлениях:
§ увеличение товарного ассортимента посредством:
§ расширения, т. е. добавления новых товарных линий;
§ углубления, создавая новые варианты товаров в рамках товарных линий;
§ повышение степени когерентности товарного ассортимента, добиваясь снижения затрат в производстве, распределении, продажах товаров, и усиливая воздействие на потребителей за счет формирования необходимых представлений об имидже и репутации организации.
Целью формирования товарного ассортимента является оптимизация степени разнообразия, а не увеличение количества, предлагаемых товаров и товарных линий. Кроме того, количественный рост ассортимента имеет следующие ограничения:
§ технологические ограничения, возникающие вследствие повышения сложности товарно-материальных и информационных потоков, когда организация вынуждена работать с несколькими тысячами товарных наименований, что приводит к необходимости применения новых компьютерных систем управления, нового складского и транспортного оборудования и т.д.;
§ ограничения потребительского восприятия, связанные с подавлением способности потребителя осуществлять выбор в условиях чрезмерного разнообразия товаров, вследствие большого объема обрабатываемых данных, ограниченного времени на принятие решения и возникающих у потребителя сомнений.
Тем не менее, в организациях имеются также мотивы увеличения ассортимента, обусловленные такими причинами, как:
§ стремление производителей лишить интереса у дистрибьюторов и пр. торговых посредников в установлении отношений с новыми поставщиками;
§ риск потери преимуществ перед конкурентами;
§ возможность компенсации недостатка информации о потребительских группах за счет широкого товарного ассортимента;
§ риск потери объемов продаж и др.
Учитывая и ограничения и мотивы увеличения товарного ассортимента, следует принять во внимание то, что оптимальная степень разнообразия товаров в ассортименте организации возникает при наилучшем соотношении объемов продаж, уровня цен и затрат, связанных с управлением товарно-материальными и информационными потоками в пределах этого разнообразия.