В КОНЦЕ 1820-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1840-х гг.
Во второй половине 1820-х гг. Россия вступила в новый этап своего развития, связанный с царствованием Николая I. В это время создавались предпосылки для промышленного переворота, начавшегося в 30-е гг. XIX в. Активно стала развиваться хлопчатобумажная промышленность, в которой ручной труд начал заменяться машинами. Прогресс был заметен в металлургической и железоделательной промышленности. На реках появились пароходы. Сельское хозяйство становилось все более товарным. Помещики начали применять и наемный труд. В составе импорта росла доля товаров производственного потребления.
Однако российская экономика продолжала отставать от хозяйственного развития западноевропейских государств и Северо-Американских Соединенных Штатов. Достаточно привести такой пример. В 1830-х гг. Россия одновременно с Германией начала строительство железных дорог. Но к концу царствования Николая I (1855) она имела менее 1 тыс. км линий, тогда как Германия – 6 тыс. В стране практически не было акционерных обществ и банков, без которых полнокровные рыночные отношения развиваться не могут. Россия входила в глубокий кризис крепостничества, подталкивавший самодержавие к коренному изменению экономического механизма, тормозившего ее социально-экономическое развитие.
Уже во всех высших учебных заведениях страны велось преподавание политической экономии и статистики, социально-экономические вопросы рассматривались в некоторых других курсах. Издавалась экономическая литература, однако в течение пяти-семи лет после декабрьских событий 1825 г. – в очень жестких цензурных условиях. Продолжая разрабатывать «неисчерпаемо богатую руду»[93], на втором этапе своего развития в XIX – начале XX вв. российская экономическая наука была представлена работами Ф.А.Бекетова, Ю.А.Гагемейстера, И.Я.Горлова, Е.Ф.Канкрина, П.И.Кеппена, Н.Н. Муравьева, А.В.Никитенко, А.Б.Ободовского, М.Ф. Орлова, В.С. Порошина, Т.Ф.Степанова и др.
Если в формировании российской экономической науки в первой четверти XIX в. большую роль играли ученые немецкого или прибалтийского происхождения, способствовавшие созданию понятийно-категориального аппарата экономической науки России, формированию у вузовского контингента навыков теоретического мышления, выработке критического отношения к устаревшим хозяйственным формам и т. п.[94], то теперь главное место в экономической науке начинают занимать «природные» россияне. Хотя среди них профессоров-экономистов еще было явно недостаточно, они читали лекции, разрабатывали книги и статьи, формировали мировоззрение «шестидесятников», которым предстояло осуществить огромные изменения в политической и социально-экономической жизни страны.