ПЕРЕСАДКИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ОТ ТРУПОВ.

 

Использование трупа человека в качестве источника для пересадки вызывает спектр непростых моральных проблем. Все религии запрещают нанесение повреждений телу умершего человека, требуют бережного и почтительного отношения к нему. Со светской точки зрения, смерть человека не отменяет его прав в отношении того, что ему принадлежит. Завещание представляет собой особую форму волеизъявления, которая как бы переходит за черту, отделяющую жизнь человека от смерти. Также признается, что любой акт надругательства над телом покойного является предосудительным поступком, оскорбляющим его память. Иными словами, как для религиозного, так и для светского сознания мертвое тело обладает особым моральным статусом и в связи с этим должны быть предусмотрены определенные нормы, регулирующие обращение с ним.

Существует три типа забора органов от трупа, которые имеют различное моральное содержание, - рутинный забор; за­бор, основанный на презумпции согласия; забор, осуществля­ющийся через механизмы информированного согласия.

Рутинный забор осуществлялся в СССР, фактически нередко осуществляется и в современной России. Его основани­ем является сложившаяся практика, согласно которой власти могут по своему усмотрению распоряжаться телом умершего человека. В частности, они дают службам здравоохранения полномочия производить вскрытие, забирать органы для науч­ных и прочих манипуляции, использовать физиологические жидкости и ткани трупа для самых разных целей. Тело умерше­го человека в данном случае трактуется как государственная собственность, которую медики могут использовать в общест­венных интересах.

Здесь в полной мере реализуется исходная установка ути­литаристской этики, согласно которой действие мо­рально оправдано, если оно производит наибольшее количест­во блага для наибольшего числа людей. Некоторое ограничение права на автономию индивида, который лишается права кон­тролировать судьбу уже бесполезных для него останков, пере­вешивается очевидным благом для общества в лице потенци­альных реципиентов, жизнь которых может быть спасена в ре­зультате пересадки.

Подобная практика и подобное отношение, однако, мо­рально ущербны, поскольку лишают человека права быть хозя­ином своего тела, осуществляя контроль над ним непосредст­венно - через механизм завещания или опосредованно - через волеизъявление своих родственников. Моральная заповедь "не укради!" предостерегает не только против нарушения уголовно­го закона, который может и отсутствовать, но и против любого присвоения человеком того, что ему не принадлежит. Отноше­ние к чужой собственности характеризует развитость морально­го самосознания граждан.

Рутинный забор органов для пересадки затрагивает также моральные ценности семьи покойного. В глубь веков уходит традиция, предписывающая родственникам умершего в качест­ве морального долга его достойное погребение. При этом не­прикосновенность останков и почтительное отношение к ним являются строго обязательными. Манипуляции с телом покой­ного без разрешения семьи очень многими людьми могут быть восприняты как их личное оскорбление и нанесение морального ущерба.

Механизм презумпции согласия (или предполагаемого согла­сия), заложенный в ныне действующий российский закон по трансплантологии, является важным шагом на пути признания этого права и, следовательно, на пути улучшения моральных стандартов отечественной трансплантологической практики. Этот принцип отличается от рутинного забора тем, что хотя спе­циальное разрешение на забор органов после смерти и не испра­шивается, но согласие на такой забор предполагается, то есть констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции.

Действующий закон по трансплантологии предоставляет право на отказ как самому человеку - заранее, так и его родст­венникам - после его смерти. Важно, однако, чтобы это право могло быть реализовано на практике. Население должно быть информировано о своем праве на отказ, понимать содержание этого права и знать, как оно может быть реализовано.

В основе подхода, опирающегося на информированное согласие, лежит фундаментальное право индивидуума на само­детерминацию, автономию. Человек должен иметь возмож­ность сам распоряжаться своей жизнью и своим телом, в том числе - в разумных пределах - и после смерти. В то же время информированное согласие не противоречит и общественному интересу в получении органов и тканей для пересадок.

Специфика реализации общественного интереса в данном случае состоит в добровольном делегировании индивидуумами определенных прав по распоряжению собственным телом по­сле смерти обществу или, точнее, определенным структурам, уполномоченным представлять этот интерес. Информирован­ное согласие представляет собой более демократичный меха­низм. чем рутинный забор, при котором медики как бы присва­ивают себе право распоряжаться телом умершего без его разре­шения.