Исследования.

Рис. 3.1.1. Общая схема тактики поиска технических дефектов элементов автодорог.

Исходя из экспертной практики, представляется возможным выделить три основных состояния автодорог по характеру повреждений, которые могут образоваться в результате ДТП:

1. Отсутствуют повреждения структурных элементов, влияющих на работоспособность элемента автодороги, и не нарушена функциональная связь между ними. Отсутствуют причины, не позволяющие провести ходовые испытания.

Такое состояние характеризуется тем, что автодорога вообще не имеет каких-либо повреждений или повреждения не затронули структурных элементов, влияющих на безопасность движения. Например, при ДТП, связанном с опрокидыванием грузового автомобиля, образовались повреждения в виде деформации покрытия дороги от удара автомобиля.

2. Незначительные повреждения передаточных структурных элементов, влияющих на функциональные действия элемента автодороги и не позволяющие провести ходовые испытания, но они могут быть легко устранены без изменения состояния тех структурных элементов, которые служат для изменения или преобразования входного параметра. Такое состояние характеризуется тем, что повреждения имеют такие структурные элементы, которые при работе не влияют на качественные и количественные значения выходных параметров элемента дороги, а служат для передачи определенного воздействия от дороги к автомобилю и изменяют его. Например, наличие пятен от ГСМ на поверхности дороги, нарушающих ее сцепные качества с колесами автомобилей.

3. Значительные повреждения, повлекшие изменение целостного и функционального состояния структурных элементов, влияющих на работоспособность элемента автодороги, полностью исключающие проведение ходовых испытаний. Такое состояние характеризуется тем, что автодорога имеет значительные повреждения (обширные разрушения), связанные с нарушением структурных связей между ее элементами и целостности последних. Например, в результате предшествовавшего движения по дороге тяжеловесных ТС могут образоваться значительные деформации на полотне дороги (она может быть полностью разбита и не пригодна для движения, особенно, в осенне-весенний период).

Тактика поиска технических дефектов элементов автодорог в значительной степени зависит от состояния участка дороги, представленного для экспертного исследования.

При первом состоянии автодороги проверка технического состояния ее элементов и поиск дефектов ведутся последовательно: экспресс-диагностика, поэлементная диагностика и углубленные исследования. Если в процессе проведения экспресс-диагностики будет установлено, что элементы работоспособные, то исследование заканчивается на этом этапе.

При наличии повреждений структурных элементов, которые не влияют на величину или преобразование выходного параметра, а выполняют передаточные функции, эти элементы заменяются на заведомо работоспособные, или выполняются несложные операции, например, удаление масляного пятна. Это дает возможность провести экспресс-диагностику всего участка дороги в полном объеме, включая ходовые испытания, что значительно упрощает поиск технических дефектов элементов автодорог. Снятый (замененный) элемент, имеющий повреждения, в дальнейшем подвергается углубленным исследованиям. Последовательность поиска других возможных технических дефектов аналогична первому состоянию.

При невозможности проведения ходовых испытаний по причине значительных повреждений, проверка технического состояния и поиск технических дефектов элементов автодорог исключает этап экспресс-диагностики (для третьего состояния). В ряде случаев, когда невозможно проведение ходовых испытаний, можно, например, проверить сцепные качества с помощью портативного прибора ППК (на мокром покрытии). Исследования и поиск ведутся путем выполнения поэлементной диагностики и последующих углубленных исследований.

В экспертной практике нередки случаи, когда на исследование поступают отдельные пласты асфальтобетонной смеси, ранее демонтированные с поверхности дороги. Проверка технического состояния и поиск дефектов в таких пластах, выполняющих в системе определенные функции по изменению или преобразованию входного параметра, производятся путем проведения поэлементной диагностики, а при обнаружении отказа - посредством углубленных исследований.

Поиск дефектов в отдельно представленных для исследования частях осуществляется посредством углубленных исследований путем измерения их структурных параметров и оценки общего состояния. При необходимости проводятся и материалографические исследования.

На различных этапах исследования технического состояния элементов автодорог поиск дефекта ведется с использованием различных методов и способов (см. табл. ниже). На первом этапе исследований приближенные сведения о причине и месте нахождения технического дефекта элементов автодорог может дать субъективная диагностика.

Большое значение в поиске дефекта имеет метод визуального осмотра, который используется на всех этапах исследования технического состояния элементов автодорог. Визуальный осмотр позволяет выявить такие технические дефекты элементов автодорог, как: растекание жидкостей и смазки по поверхности дороги; деформации и разрушения покрытия; характер и относительную величину износов рабочих поверхностей дороги и т.д., т.е. дает возможность конкретизировать в определенной степени характер и место возникновения дефектов.

Опробование на месте и ходовые испытания позволяют выявить отказные участки автодороги и тем самым выделить элемент, где необходимо искать технический дефект.

Проверка с помощью специальной и универсальной аппаратуры и приспособлений элементов автодороги, выполняющих определенные функции по изменению или преобразованию входного параметра, позволяет выделить отказной элемент. Измерение регулировочного параметра такого элемента уточнит место и характер дефектов.

И, наконец, проверки и измерения при выполнении углубленных исследований дают возможность исследовать простейшие элементы, выявить конкретные технические дефекты, причину их возникновения и время образования.

Таблица 3.1.1.