Особенности перевозки наливных грузов

 

Наливные грузы - это бестарные жидкие продукты, для перевозки которых применяются автомобили со специальными кузовами типа цистерн или другими устройствами, укрепленными в кузове. Наливные грузы делятся на четыре класса: нефтепродукты, пищевые грузы, химические грузы, сжиженные газы.

Транспортные характеристики наливных грузов условно можно объединить в следующие группы: объемно-массовые свойства (плотность, вязкость, давление, фракционный состав, органолептические характеристики); теплофизические свойства (температура плавления (застывания), испаряемость, тепло- и температуропроводность, теплоемкость, диэлектрические свойства); характеристики опасности (температура вспышки, воспламенения, самовоспламенения; концентрационные и температурные пределы воспламенения; скорость выгорания; давление взрыва; коррозионность; токсичность; октановое (цетановое и йодное) число; экологическая опасность.

Плотность наливного груза (масса жидкости в единичном объеме) является важной характеристикой, используемой не только при расчетах по определению количества груза, но и при решении других эксплуатационных задач. Плотность измеряется ареометром (нефтеденсиметром), в лабораториях нефтебаз применяют также гигроскопические весы (весы Вестфаля). При замерах плотности необходимо знать температуру груза. Ее определяют, либо погружая термометр в медном пенале в середину взлива груза, либо измеряя температуру в пробе груза.

Относительной плотностью называется отношение плотности данного вещества к плотности стандартного вещества. В качестве стандартного вещества для жидкостей принимается дистиллированная вода, для газов – воздух.

Вязкость (внутреннее трение) – свойство жидкостей и газов, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение. Вязкость жидкостей зависит от температуры и давления. С повышением температуры вязкость жидкостей уменьшается, с увеличением давления – увеличивается. Для газов зависимость другая: с повышением температуры вязкость увеличивается. Вязкость определяет технологию перевозки, скорость перекачки груза, остаток в емкости. При изменении вязкости перекачиваемой жидкости меняется режим работы насосов всех типов: подача, напор, мощность и коэффициент полезного действия. При 80 – 1000С вязкость тяжелых нефтей приближается к вязкости легких. В эксплуатационных расчетах в качестве минимальной температуры подогрева нефтепродуктов принимается температура 500С. Высокая вязкость многих наливных грузов делает необходимым оборудование емкостей системами подогрева груза.

В закрытой емкости испарение жидкого груза происходит до тех пор, пока «газовая шапка» емкости не станет насыщенной парами жидкости. Давление насыщенного пара при постоянном объеме зависит от температуры жидкости. При повышении температуры к нормальному гидравлическому давлению на стенки емкости добавляется давление насыщенного пара и увеличивается общее давление внутри емкости. Это явление учитывается при расчете прочности резервуара. Помимо этого, повышение давления внутри емкости способствует потере части груза в атмосферу.

Большая упругость паров некоторых жидкостей (бензин) не только увеличивает потери от испарения в процессе транспортировки, но и отрицательно сказывается на интенсивности выгрузки. Разрежение, создаваемое насосом во всасывающем трубопроводе, интенсифицирует испарение, в насос начинает поступать смесь паров и жидкости, и он начинает работать в режиме кавитации, что резко снижает подачу.

Автоцистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы приборами нижнего налива и слива.