Грузоподъемность и грузовместимость подвижного состава

Грузовместимостью подвижного состава называется наибольшее количество груза, которое может единовременно перевозиться на транспортном средстве, исходя из его максимально допустимой нормы загрузки и размеров кузова.

Грузовместимость оценивается следующими параметрами: фактической грузоподъемностью, удельной объёмной грузоподъёмностью, удельной грузовместимостью и коэффициентом использования грузоподъемности.

Фактическая грузоподъёмность qф, т, определяется по формуле

ф= , (1.5)

 

где a, b, h – внутренние габаритные размеры кузова (соответственно длина, ширина, высота), м; h1 – расстояние от верхнего края борта платформы до уровня погрузки груза, м; ρ0 – объёмная масса груза, т/м3.

Удельная объемная грузоподъёмность, т/м3, определяется отношением номинальной грузоподъемности к полному объему кузова:

, (1.6)

где qн — номинальная грузоподъемность подвижного состава, т;

VK — полный объем кузова, м3.

Удельная объемная грузоподъёмность регламентируется при проектировании подвижного состава: для подвижного состава грузоподъемностью до 2 т значения qv принимают в пределах до 0,5 т/м3, до 3 т — 0,6 т/м, 5т- 0,83 т/м3, 6 т — 0,9 т/м3, 7...12 т - 1 т/м3.

Удельная грузовместимость qвм, т/м3, определяет количество груза, которое может быть загружено в 1 м3 емкости кузова:

, (1.7)

 

где qф — фактическая грузоподъемность подвижного состава, т.

3начение удельной объемной грузоподъемности подвижного состава показывает, что при перевозке тяжеловесных грузов, т.е. имеющих более высокую объемную массу, чем удельная объемная грузоподъемность подвижного состава, его полезная грузоподъемность может использоваться полностью. При перевозке же легковесных грузов с меньшей объемной массой грузоподъемность транспортного средства не может использоваться полностью, это значит, что производительность его будет низкой. В случае перевозки груза в автомобиле с открытой бортовой платформой увеличения использования грузоподъемности можно добиться путем увеличения высоты бортов или погрузки груза выше их уровня.

Возможны три случая соотношения удельной объемной грузоподъемности и удельной грузовместимости:

1. Значение удельной объемной грузоподъёмности qv соответствует удельной грузовместимости qвм, что обеспечивает полное использование грузоподъемности данного подвижного состава при полном использовании объема кузова.

2. Удельная грузовместимость меньше удельной объемной грузоподъемности (qвм < qv). В данном случае вместимость подвижного состава может быть использована полностью, а грузоподъёмность - не полностью.

3. Удельная грузовместимость больше, чем удельная объёмная грузоподъёмность (qвм > qv), следовательно грузоподъёмность подвижного состава используется полностью при неполном использовании вместимости кузова.

Таким образом, выбор типа подвижного состава для перевозки различных грузов производят с учетом вышеприведенных ситуаций.

Степень возможного использования полезной грузоподъёмности подвижного состава при перевозке грузов с разными объемно-массовыми характеристиками характеризует коэффициент использования грузоподъемности γ.

Коэффициент использования грузоподъемности определяется для конкретного вида груза и его упаковки и рассчитывается по формуле

. (1.8)

 

Коэффициент использования грузоподъемности показывает, какая часть грузоподъемности подвижного состава может быть использована при перевозке данного вида груза. При γ =1 грузоподъемность подвижного состава может быть использована полностью. Чем меньше значение коэффициента грузоподъемности, тем меньше используется грузоподъемность подвижного состава.

Коэффициент использования объема кузова ŋ является отношением фактически используемого объема кузова при данном виде груза и его упаковки к его полному геометрическому объему. При полном использовании объема кузова, например, погрузке груза в транспортное средство вровень с его бортами или кузова фургона на его полную высоту, ŋ = 1. В случаях, когда по особенностям данного вида груза и условиям его перевозки полный внутренний объём кузова не может быть использован, ŋ < 1.

Невозможность использования полного внутреннего объема кузова подвижного состава возможно при перевозке в транспортных средствах с открытым кузовом или самосвалом навалочных и насыпных грузов — зерна, картофеля, свеклы и др. (их погрузка производится ниже уровня бортов платформы, чтобы снизить потери груза при перевозке).

Удельная грузоподъемность пола кузова показывает нагрузку на один квадратный метр полезной площади кузова, при которой достигается полное использование грузоподъемности транспортного средства. Единица измерения т/м2. В зависимости от соотношения фактической удельной нагрузки на пол кузова ƒф и удельной грузоподъемности пола кузова ƒуд возможны ситуации:

ƒф = ƒуд - площадь пола кузова используется полностью при полном использовании его грузоподъемности;

ƒф < ƒуд - площадь пола кузова используется полностью при неполном использовании грузоподъемности пола;

ƒф > ƒуд - грузоподъемность пола кузова используется полностью, а его полезная площадь не полностью.