Свободомыслие французских просветителей и материалистов XVIII века

Одним из первых выдающихся французских просветителей, выступивших против религии и церкви, был Франсуа Вольтер (1694-1778). Еще в молодые годы Вольтер в своей поэме «За и против» берет на себя торжественное обязательство: «священный развенчать обман». Надо признать, что великий мыслитель выполнил свое обещание, создал десятки антицерковных произведений всех жанров, за которые дважды сидел в застенках Бастилии, долгие годы был в изгнании, жить в столице ему был запрещен, а произведения его сжигались.

Вольтер подвергал жестокой критике традиционные религиозные верования и деятельность церкви, отстаивая права разума, отвергал учение об откровении, выступал против подчинения науки и философии интересам религии. В духе учения Б. Спинозы утверждал идею исторического происхождения библейских книг, раскрывал содержащиеся в них противоречия. Происхождение религии объяснял главным образом невежеством народных масс, которые легко поддаются обману. Известно крылатое выражение, высказанное Вольтером: «Религия возникла там и тогда, когда первый обманщик встретил первого дурака». Вольтер указывал также на крайне негативное влияние религии и церкви на общество и личность: отвлечение людей от полезного труда, распространение духа вражды и взаимной ненависти на почве религиозного фанатизма.

Но при этом Вольтер не только не отрицал существование бога, но и требовал поклонения ему. Однако, будучи деистом, у него бог ничего общего не имеет с христианской троицей, а это – некое высшее разумное существо, причина всех других существ и первопричина мира, как активная сила, сообщившая материи движение и упорядочивающая ее. Деизм Вольтера относительно идеи бога имеет ярко выраженную этическую и социальную подоплеку. Религия необходима для сдерживания народных масс, «чернь», от посягательства на собственность и интересы имущих классов.

Вслед за Вольтером появилась целая плеяда философов-материалистов, с цельным мировоззрением, охватывающим учение о природе и теорию познания.

Атеизм французских материалистов был воинствующим и бескомпромиссным, непримиримым ко всем защитникам религии и церкви. Эта принципиальная позиция ярко выражена в словах Дени Дидро (1713-1784), основателя знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»: «Я ненавижу всех помазанников божиих, как бы они ни назывались…и нам не нужно ни священников, ни богов». Таково же было отношение к религии и церкви и у других философов-материалистов: К. Гельвеция (1715-1771), П. Гольбаха (1723-1789), Ж. Ламетри (1749-1751) и др.

Д.Дидро, как и другие представители материализма и атеизма подвергался непрерывным гонениям, его произведения сжигались, сам длительное время находился в заточении. Мыслитель в своем творчестве показывал несовместимость религии с научным мировоззрением: отвергая религиозную мораль, он указывал, что она убивает в человеке активность, прививает ему рабскую покорность; сковывает его силы и способности, подавляет его волю и разум.

Выдающуюся роль в развитии идей свободомыслия сыграл Поль Гольбах (1723 – 1789). Всемирную известность приобрели его произведения: «Система природы», «Галерея святых», «Разоблаченное христианство» и многие другие, около 20 произведений.

Славу одного из самых решительных противников религии заслужил Гельвеций (1715 – 1771). В трактате «О человеке» доказывается пагубность религии для национального блага, решительно выступал против религиозной нетерпимости, защищал идею свободы совести, подвергал всесторонней критике духовенство.

Все духовенство, от римского Папы и до короля, осуждали деятельность этих мыслителей, публично сжигали их книги, как содержащие «мерзкое учение, стремящееся нарушить основы христианской веры».

В целом французские материалисты, опираясь на данные естествознания и других наук, пришли к выводу о несостоятельности и враждебности религии человеческой природе и устремлениям, одинаковой ложности всех религий, утверждали несостоятельность идеи бога, всяких чудес, сотворенность мира и человека, отстаивали и доказывали материальное единство мира, вечность вселенной, всеобщий характер движения материи.

Возникновение и сущность религии французские материалисты объясняли незнанием естественных причин явлений и процессов, происходящих в мире, страхом перед неведомыми и могущественными силами природы, неуверенностью в собственных силах, а распространение религии в обществе – ее социальной ролью, интересами господствующих верхов, кому она верно служит.

Жесткой критике подвергались мифы о Христе, его чудесном рождении, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении, высмеивались христианские таинства, обряды и прочие атрибуты христианского вероучения и культа.

Следует отметить также, что, хотя французские материалисты и не дожили до великой французской революции, они оказали большое влияние на ее идейную подготовку.