Культ, обряды и праздники в исламе
История любой религии слаборазвитого общества свидетельствует о преобладающей значимости культовой или обрядовой стороны, общедоступных примитивному сознанию внешних правил и установок религиозной жизни. Эта же тенденция сохраняется относительно основной массы верующих, мало, что смыслящих в дебрях религиозной догматики и в последующем. К этому же следует добавить, что культовый элемент ставится в обязанность для исполнения и выступает основным условием и показателем принадлежности к той или иной конфессии. Более того, в теократических обществах исполнение культа ставится под строгий контроль, где предусмотрен также соответствующий комплекс наказаний.
Культ в исламе в основном выражается в пяти так называемых «столпах ислама» (аркан), которые занимают центральное положение в религиозной практике мусульман. Это: 1) исповедание веры – шахада; 2) молитва – салат (намаз); 3) пост – саум (ураза); 4) обязательная милостыня или налог – закат; паломничество в Мекку в храм Каабу – хадж. Проведем краткий анализ этих основных обязанностей мусульманина.
Главным и важнейшим столпом, одновременно и основой веры, является аш – Шахада (свидетельство) – вера в единого и единственного бога Аллаха и пророческую миссию Мухаммада, которая выражается в формуле: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Аллаха». Характеристика образа Аллаха дана во многих сурах и айатах Корана, где перечислено 99 его имен, качеств или эпитетов. Главная идея Корана, и вероучения в целом – это бог и его единство; он – абсолют; он существует в себе и для себя, над миром; мир – его творение и т.д. Однако многое в Коране оставалось и остается непонятным, неясным и в последующие столетия после смерти пророка мусульманские богословы занимались над разработкой и воссозданием единой концепции божественной сущности, но в результате, пожалуй, внесли больше путаницы, чем единого мнения. При этом следует отметить, что обыденное религиозное сознание основной массы рядовых мусульман мало интересуют и заботят богословские споры и дискуссии относительно сущности и атрибутов бога, они просто верят в информацию из доступного им источника или религиозного авторитета. На предмет сущности бога более подробно говорилось выше, здесь особо отметим только, что в исламе идея строгого монотеизма и теоцентризма, по сравнению с иудаизмом и христианством, достигла более последовательного выражения и предельного совершенства.
Вторым по значению столпом ислама является салат (намаз) – каноническая молитва, одна из важнейших обязанностей мусульманина. Он состоит из слов, молитвенных формул и определенных телодвижений. В суннитском исламе предписано пять намазов в сутки в четко установленное время. Каждый намаз состоит из определенного количества ракатов. Ракат (преклонение) – серия молитвенных поз, движений и молитвенных формул. Первая, предрассветная, молитва состоит из двух, вторая, третья и пятая – из четырех, четвертая из трех ракатов, всего же 17 ракатов. Шииты совершают три намаза в сутки, но охватывают те же 17 ракатов. Первые мусульмане совершали трехкратный намаз, обращаясь при этом лицом в сторону Иерусалима. Существует предание, что пятикратный намаз был установлен Аллахом во время восхождения Мухаммада на седьмое небо (Мирадж).
Особая значимость придается пятничной полуденной коллективной молитве, которая проводится под руководством имама в пятничной мечети. Существует версия, что если человек трижды пропускает пятничный намаз в мечети, то его считают покинувшим лоно ислама.
В намазе верующий напрямую, без священника или посредника, обращается к Аллаху, выказывая глубокое почтение, смирение и покорность, Считается, что, хотя иллюзорная, но такая непосредственная духовная связь молящегося с богом очищает и возвышает душу, восстанавливает здоровье и физические силы верующего, в целом дисциплинирует и способствует укреплению мусульманского общества.
Третий важнейший столп ислама – саум (пост, ураза) предписывает верующим в течение 30 дней месяца рамазан полное воздержание от пищи, воды и от любых других удовольствий в течение всего дня – от рассвета до темноты, «когда уже нельзя отличить черную нить, от белой» (К.,2-183).
От уразы освобождаются беременные и кормящие женщины, дети и подростки, пребывающие в чужой стране, преступники, солдаты, воюющие на пути веры, а больные и старые люди могут заменить уразу подачей милостыни.
Ураза в качестве обязанности для мусульманина был учрежден Мухаммадом в 624 году. Сначала под влиянием мединских иудеев был установлен однодневный пост через каждые 10 дней (ашура), но после разрыва с ними он был растянут на целый месяц. В исламе существует множества традиций поста, связанные с обетами, благочестивыми намерениями, искуплением грехов, но при этом формально запрещаются систематические посты, изнуряющие тело и наносящие вред здоровью. Между тем, при всей очевидности пагубного влияния поста, особенно в его мусульманском варианте, на физическое и психическое здоровье людей, особенно современной молодежи с незавидным здоровьем, да и рабочих в горячих домнах, за станками, сельских тружеников, работающих без капли воды во рту в летний зной и зимнюю стужу, мусульманское духовенство с еще большим усердием и настойчивостью пропагандируют «великое значение и пользу поста». Парадоксально, что находятся ученые – медики, которые «научно» обосновывают благоприятное влияние поста на организм человека.
Четвертым столпом ислама является закат (закят – очищение). Это регулярный и обязательный налог на имущество мусульманина. Первоначально закат рассматривался как милостыня, которая должна была распределяться среди бедняков, вдов, сирот и немощных. Следует отметить, что первоначальные проповеди Мухаммада, помимо призывов к единобожию, эсхатологических предвещаний, были насыщены заботой о бедных и обездоленных. Однако, с течением времени с возникновением первой мусульманской уммы в Медине и особенно арабского государства, духовная и светская власть слились воедино и закат стал поступать в распоряжение государства и превратился в обязательный налог. Закат, как правило, составляет одну сороковую часть (2,5%) имущества, однако со скотоводства этот сбор может быть повышен до 12%. Таким образом, как заметил И.А. Крывелев: «…уплата налогов в пользу казны была превращена исламом таким образом в религиозно – очистительное действие, а сама религия оказалась удобным средством поддержания фискальной дисциплины» (Указ соч., с.47).
Существует также добровольная (необязательная, но одобряемая) милостыня – садака. Считается, что пожертвования и подаяния могут искупить грехи и избавить душу от мучений ада. Отметим также, что у некоторых мусульман, и особенно у шиитов, милостыня (хумс) составляет пятую часть дохода, право на которую имеют многочисленные потомки Мухаммада и имамы.
И, наконец, пятым важнейшим столпом ислама выступает хадж (ал – Хадж – паломничество в Мекку). Как уже отмечалось, город Мекка, при всей разобщенности арабских племен, являлся важным экономическим, политическим, культурным и религиозным центром почти всех арабов. Исторически известно, что арабы совершали хадж в Мекку за четыре столетия до возникновения ислама. Очевидно, значение Мекки определялось и рядом других объективных факторов: ее стратегическим положением, близостью моря, расположенностью на торговой магистрали, издревле соединяющей, практически, все стороны света, к тому же и сами мекканцы занимались торговлей и ростовщичеством.
Ежегодно во время хаджа здесь организовывались ярмарки, заключались договоры, проводились различные состязания и игры, и примечательно, что установившаяся веками такой практики традиция исключала на этот период всякую вражду, насилие и убийство. Внутри и вокруг Каабы, как известно, было выставлено 360 статуй божеств различных арабских племен, так что здесь во время хаджа каждый мог поклониться не только всеарабской святыне – «черному камню», но и своему божеству. Именно этими обстоятельствами можно объяснить тот факт, что Мухаммад сохранил эту древнюю языческую святыню, как важнейшую святыню новой религии, канонизировав и придав ей новую исламскую интерпретацию. Но при этом в святилище был оставлен в новом качестве мусульманского символа лишь «черный камень», в который также было внесено новое содержание. Все статуи божеств, как уже отмечалось, были разрушены. Здесь же следует отметить, что в Аравии, помимо Каабы, было известно еще 8 подобных Мекке сооружений с камнями различной расцветки, которые также были разрушены. Очевидно, что пророк еще задолго до покорения Мекки осознавал важность Каабы для новой религии, как консолидирующего фактора, о чем свидетельствует изменение обращения намаза в сторону Мекки. Отметим также, что даже сегодня, в условиях разобщенности исламского мира, вражде, столкновениях и даже войнах между мусульманскими народами, хадж в Мекку остается важным фактором, напоминающим, что «все мусульмане – братья».
Хадж является уникальной, единственной в своем роде в мировой религиозной практике, формой паломничества, что определяется такими особенностями, как: единство объекта паломничества (Кааба) для всех мусульман; строгость установленных сроков совершения; строгость предписанных объектов и обрядов, их посещения и выполнения; строго однотипное одеяние (ихрам) для всех; строгое предписание хаджа и его статус, как столпа религии; присваиваемый после хаджа титул - «хаджи» – для мужчин и «хаджа» – для женщин и т.д. Еще одной особенностью хаджа является то, что его может совершить по чьему – либо поручению другой человек, но при этом между мазхабами существуют разногласия по поводу того, засчитывается ли хадж и тому, кто реально его совершил.
Хадж завершается одним из великих мусульманских праздников ид ал – адха (курбан - байрам) – праздник жертвоприношения.
Помимо хаджа, который считается большим или великим паломничеством, одобряется и малое паломничество – умра, которое можно совершить в любое время года и, при этом отправляются все обряды, кроме жертвоприношения.
Ислам возлагает на мусульман и обязанность воевать на пути веры и Аллаха – джихад. Об этой обязанности уже говорилось выше, однако отметим только, что он официально не вошел в число столпов, но на практике со времен хиджры приобрел не меньшее, чем другие столпы, значение. В современных условиях идеи джихада стремятся реализовывать наиболее радикальные исламские группировки во всем мире.
В заключение отметим, что в Коране столпы ислама специально, в подлинном их значении не оговорены и даже не перечислены, однако они определенно отражены в предании, сунне пророка и соблюдаются с некоторыми различиями всеми мусульманами.
Обряды. Среди обрядов в исламе важное значение придается обрезанию (хитан) крайней плоти у мальчиков, который рассматривается как символ принадлежности к исламу. Этот обряд не является арабским или мусульманским новшеством. Эта традиция восходит к глубокой древности, она известна во многих регионах мира, даже в Австралии. Ученые полагают, что это была одна из многочисленных форм инициаций – испытаний на зрелость и выносливость при переходе юношей во взрослую группу. За две тысячи лет до возникновения ислама иудейский бог Яхве в качестве основного требования принадлежности к иудейской религии потребовал от избранного им народа – евреев, чтобы каждый мальчик был обрезан на восьмой день с рождения. Мусульманская традиция обрезание возводит к пророку Ибрахиму (библейский патриарх Авраам – праотец евреев и арабов). В исламе до сих пор нет общего, согласованного мнения по поводу тог, является ли обрезание законом (фард), или обычаем (сунной). Периодически также возобновляются споры и дискуссии о пользе или вреде для организма от этой операции, и даже и на уровне научной медицины. Можно констатировать, что позиция «за обрезание» является преобладающей.
В отличие от иудеев, мусульмане эту операцию производят в возрасте от 2-3 до 15 лет, т.е. до достижения половой зрелости. Практикуется также женское обрезание (клитородектомия). Этот обычай доисламского происхождения и не имеет основы в Коране, но упоминается в некоторых хадисах. Во многих странах эта процедура поставлена вне закона, но на бытовом уровне продолжает практиковаться.
Одним из обрядов жизненного цикла является брак – свадебный обряд. Основу исламского закона о браке составляет Коран, на основе которого были разработаны и детализированы различные аспекты и ситуации, связанные с ним в шариате. Однако вывести однозначное заключение по ряду вопросов из Корана становится проблематичным. Например, разрешая иметь до четырех жен одновременно, в четвертой суре (айаты 18 и 128) говорится: «Если вы боитесь, что не сможете быть равно справедливы ко всем им, то женитесь только на одной» и «И никогда вы не в состоянии быть одинаково справедливыми к женам своим, хотя бы вы и желали этого». Из сказанного вытекает предпочтение иметь только одну жену. С уверенностью можно утверждать только одно то, что многоженство всегда было привилегией господствующих классов и сословий общества.
Многоженство существовало задолго до ислама, и не только у арабов, но и у евреев, персов и других народов. Ислам ввел в этот институт некоторый порядок, ограничив четырьмя женами. Но в то же время ислам утвердил неравенство между мужем и женой, что, кстати, характерно и христианству и другим религиям. Что же касается затворничества женщины, института гарема и евнухов, то они были заимствованы у персов. Как известно, впервые затворничество было применено Мухаммадом к своим женам, у него же видим и первый небольшой гарем из 10 жен. В дальнейшей истории и по сей день гаремы с сотнями жен становится обычной практикой: у марокканского короля Хасана II (ум. в 2006 г.) было 200 жен, а у его отца – короля Мухаммада V – 500 жен. В некоторых североафриканских странах меры городов, как правило, имеют по 7 жен.
Ислам запретил бытовавшие еще накануне возникновения ислама архаические формы брака – матриархальный брак, полиандрию (многомужество), женитьбу на матерях, дочерях, родных сестрах и т.д., что нашло отражение в Коране. Отметим также, что одна из жен Мухаммада, – Джувайрия, – до него была женой родного брата по имени Абдаллах (Ибн Хишам. Указ соч. С. 470).
Коран рекомендует мягкое обращение с женами, но при этом предписывает и достаточно строгие наказания за непослушание и грехи.
Разводы в исламе хотя и не рекомендуются, но совершаются с поразительной легкостью, стоит только произнести формулу развода (талак), считаются разведенными. Инициатива развода практически всегда исходит от мужа, хотя такого права в определенных ситуациях (невыполнение материальных, супружеских и ряд других обязанностей) не лишена и жена. В исламе, в отличие, например, от христианства, достаточно хорошо защищены имущественные права женщины, особенно при разводе.
Как уже говорилось, в шиизме, в особенности в имамитском или иснаашаритском течении, практикуются временные браки. Следует отметить, что дети, рожденные в таком браке, при установлении при четырех свидетелях отцовства, считались законными и переходили под опеку и обеспечение отца. В средние века широкое распространение получил институт наложничества: многочисленные рабыни считались потенциальными женами хозяина.
Браки заключаются официально, при свидетелях и присутствии духовного лица, требуется обоюдное согласие жениха и невесты.
Особое значение в исламе придается также похоронному обряду. Погребение (дафн) по канонам ислама предписывается совершить, как это позволяют обстоятельства скорее, предпочтительно в день смерти. Хоронят, как правило, в саване. Произносят особые погребальные молитвы, читаются также отрывки из Корана. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки (кибла). По вероучению ислама, в могиле его начинают допрашивать и истязать два ангела – хранителя Мункар и Накир. По другим представлениям они сопровождают человека по всей жизни, записывая его праведные и греховные деяния. Только становится непонятным, зачем нужен дополнительный допрос в судный день, притом с пристрастием, если ангелам заранее известно о нем все. Более того, в могилу кладут листки с отрывками Корана и другие вещи, удостоверяющие, что он правоверный мусульманин.
В этом плане представляет интерес, что «В средние века многие благочестивые мусульмане завещали класть с собой в могилу еще другие доказательства своего правоверия. В XII в. арабо-сирийский эмир Усама ибн Мункиз…упоминает, что его отец всю жизнь занимался переписыванием Корана и завещал положить вместе с собой в могилу все 14 списков, скопированных им при жизни. Турецкий султан Байазид II (правил 1481-1512 гг.) завещал положить с собой в могилу сундучок с «прахом священных войн», т.е. с пылью, собранной им с одежды во время походов против «неверных», в доказательство своего участия в газаватах». (И.П. Петрушевский. Указ. соч., С.86).