Основы вероучения (догматика) ислама

 

Основу всякой развитой религиозной системы составляет догматика – основные положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божественными установлениями, обязательными для всех верующих.

Вследствие отсталости, слабой развитости социально-экономических отношений и государственно-политической системы в раннем исламе периода пророчества Мухаммада и длительное время после его смерти еще не сложилась четко и ясно различимая догматика. Еще были как бы слитны догматика и культ, религия и право, мусульманская община (умма) и государство, духовная и светская власть. Подобно, например, как в христианстве, в исламе не разрабатывалась и не канонизировалась догматика. Но, тем не менее, такая система сложилась в IX – XII веках.

Очевидно, что мусульманские богословы, формируя и устанавливая догматику ислама, взяли за основу 285 айат второй суры Корана, где говорится: «… Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников… Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе – возвращение!» и 135 айат четвертой суры: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и последний день, тот заблудился далеким заблуждением».

В формировании исламской догматики, как и культа ярко обнаруживается преемственность и влияние доисламских верований и культов арабов, иудаизма, христианства и зороастризма. Такое влияние наглядно обнаруживается, например, в культе Каабы, учении о пророках, учении об ангелах, демонах и сатане, представлениях о сотворении мира и человека, образе Иисуса Христа, как предшественнике Мухаммада, в христианском учении о конце света, воскресении мертвых и страшном суде, в представлениях о рае и аде, восходящих к зороастризму и многое другое.

Центральной идеей и основным догматом ислама выступает таухид – требование строгого единобожия, которое нашло яркое отражение в формуле: Он – Аллах – един, Аллах, вечный, не родил и не был рожден, и не был равным Ему ни один!» (К.,112: 1-4). Следует отметить, что в исламе в наибольшей степени достигнута идея единобожия (монотеизма). Коран строго требует «не придавать сотоварищей Аллаху», иначе могут даже разразиться страшные стихийные бедствия. В Коране читаем: «Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом от того, что они приписали милосердному сына» (К., 19: 92-93). Здесь речь идет, конечно, об Иисусе Христе, как сыне бога. Более того, нарушающим принцип единства, единственности и вечности Аллаха Коран угрожает вечным пребыванием в адских муках.

Требуя строго верить только в единого бога Аллаха, Коран дает ему качественную характеристику, заключенную в 99 прекрасных именах, которые характеризуют те или иные его качества и свойства, например: «…милостивый, милосердный..., царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный.., творец, создатель, образователь», а в общем у Него самые прекрасные имена» (К.,59: 22-24).

Важное место в исламе отводится догмату, смысл которого составляет вера в существование сверхъестественных существ: ангелов, демонов, джиннов, которыми заселены небеса. Они служат Аллаху и играют важную роль в управлении мирозданием, его функционировании, человеческими судьбами. Как и в других древних религиях в исламе наряду с Аллахом предлагается верить в существование злого, враждебного начала – Шайтана или Иблиса, противостоящего Аллаху и его деяниям, совращающего и сбивающего людей с истинного пути, указанного Аллахом с его позволения.

Среди бесконечного множества ангелов особо выделяются четыре высших ангела (макрибун), соответствующих иудейско – христианским архангелам, как по вмененным им богом функциями, так и их именами:

Ангел Джабраил (Гавриил), - «Рух аль кодс» - святой дух (напоминает одно из лиц христианской божественной Троицы). В его обязанности входит выполнение божественных поручений и повелений. Например, по одной из мусульманских версий, Коран передавался Мухаммаду по частям, в течение 23 лет, начиная с 610 года. (По другой версии Коран был прочитан Мухаммаду Аллахом во время мираджа). Ангел Микаил (Михаил) непрерывно наблюдает за мирозданием, механизмом вселенной. Ангел Исрафил (Рафаил), важнейшая функция которого заключается в том, что он должен протрубить в специальный сигнальный рог и возвестить о конце света и пришествии страшного суда. Азраил (Израил) – ангел смерти, который забирает души умерщих. Существует поверье, что он, орудуя своим мечом, выпускает душу из тела, а также, что он может являться людям в зримом образе и наводить на них неописуемый ужас. Ислам учит также, что при жизни каждый человек имеет двух ангелов-хранителей, записывающих добрые и злые дела и поступки людей в двух книгах, которые будут вручены им, соответственно, в правую и левую руки для определения их для вечного пребывания в рай или ад. Утаить что-либо или откупиться от них человек не может и, одновременно с воздействием внушаемых ему адских мук, предполагается, что верующий человек будет воздерживаться от дурных поступков. Здесь, как видим, новое вероучение апеллирует не к сознательному, осознанному добродетельному образу жизни и индивидуальному поведению, а к страху, в чем наглядно обнаруживается важная особенность общественной психологии времен возникновения ислама. Страх сопровождал араба в повседневной жизни: страх перед природной стихией (частые засухи и голод, бессилие перед песчаными бурями в пустынях и степях и т.д.); страх перед соседями в условиях непрерывных набегов, кровавых столкновений и войн; страх перед нашествиями могущественных соседей (Ирана, Византии, Христианской Эфиопии и т.д.). Новая религия, как видим, также усмотрела в страхе орудие повиновения и покорности. Но главным источником страха уже делается бог, наказание за неповиновение которому (вечные адские муки) куда более ощутимее и страшнее, чем перечисленные, тем более, что первопричиной всех несчастий, как и счастья в новой религии выступала воля бога.

Страшные муки ожидают умершего сразу после захоронения: два ангела смерти – Накир и Мункар – начинают допрос. Кроме прочих истязаний существуют такие представления: стенки гроба смыкаются, расплющивая тело, оживленного на время покойного; ему наносят по голове железной кувалдой такой удар, что его страшный вопль слышат все живые существа в мире, кроме людей. Людей исключают, и само действие окутывается тайной, очевидно, для усиления чувства страха людей перед этими муками.

Среди заметных ангелов выделяются также Ридван и Малик, соответственно стражи рая и ада. Что же касается джиннов, то эти существа мужского и женского рода в доисламской Аравии почитались как духи природы. В исламе же они превратились в творения Аллаха, созданные из чистого огня и раньше людей. Одни из них приняли ислам, другие остались неверными. Из зороастризма в ислам вошла вера в дивов, подчиненных Иблису демонов – врагов людей и бога.

К важнейшим догматам ислама относится также учение о пророках и, в особенности, о Мухаммаде. Это учение вытекает из священных писаний, ниспосланных через них людям. Различается две категории пророков: расул, который посылался богом к определенному народу с писанием; другие простые или рядовые пророки, которые продолжали проповедь, начатую посланниками. По исламской традиции пророков – посланников было 313, а рядовых пророков – наби 124 тысячи. Высшими или самыми авторитетными в исламе считаются 6 пророков, это библейские персонажи: Адам, Ной (Нух), библейский патриарх Авраам (Ибрахим), Моисей (Мусса), Иисус Христос (Иса ал-Масих, т.е. Мессия) и пророк Мухаммад. Эти пророки наиболее часто упоминаются в Коране, всего же в нем 28 библейских пророков. Представляет интерес, что в Коране такие исторические персонажи, как Греко-македонский завоеватель Александр Македонский, христианский святой Георгий, а также иудейские цари X века д. н. э. Давид (Дауд) и Соломон (Сулайман) и ряд других персонажей проходят как пророки. При этом все они были мусульманами и были посланы Аллахом.

Следует отметить также, что библейским персонажам и множеству описанных в Библии событий ислам дает иную, отличающуюся от иудейско – христианской, интерпретацию.

По мусульманской традиции некоторым пророкам Аллах дал откровение (книги), Согласно Корану свитки (сухуф) священного писания получили Авраам, Моисей, Давид и Иисус. Моисей получил Тору – Пятикнижие (Таурат), Давид – Псалмы (Забур), Иисус – Евангелие (Инджиль). Но священные книги, дарованные иудеям и христианам, были ими впоследствии искажены и не сохранились в первоначальном виде. (К., 2:73; 3:72; 4:48; 5:16. Кроме этих книг 10 других было ниспослано Адаму, 50 – Сифу, 30 – Идрису, 10 – Аврааму. Таким образом всего богом было сниспослано 104 книги святого писания.

Однако главным, высшим пророком, по вероучению ислама, является Мухаммад – «Печать пророков», ибо после него уже не будет пророков, откровение заканчивается. О пророке Мухаммаде достаточно много говорилось выше. Однако не будет излишним раскрыть суть вопроса о том, что якобы Иисус Христос, предвещал пришествие Мухаммада после себя. На чем же основано это утверждение? За основание взяты два отрывка из Библии и Корана. Автор одного из канонических евангелий Иоанн передает слова Иисуса, обращенные к апостолам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; О суде же, что князь мира сего уже осужден…Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Библия, Евангелие от Иоанна. 16: 7 – 14). Теперь же читаем в Коране. Иисус обращаясь к евреям говорит: «И вот сказал Иса, сын Марйам: «О сыны Исраила! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад». (К., 61:6). Так, сопоставляя достаточно туманное повествование слов Иисуса Иоанном с приведенным айатом Корана, мусульманские богословы и сделали такой вывод. Поскольку Мухаммад не являлся «утешителем», (как говорит Иисус), которого обещает послать сам Иисус, нет также имени, напоминающего имя Мухаммада, очевидно, в результате глубоких размышлений богословы все же нашли выход. (Насколько он правдоподобен, пусть каждый судит сам). Так, на евангельском греческом языке слово «утешитель» означает «параклет», как оно написано и означает у Иоанна, но исламские богословы, как это принято считать вообще относительно иудаизма и христианства, стали утверждать, что слово «параклет» (утешитель) в евангелии от Иоанна искажено, и вместо него следует читать «периклит», что по – гречески означает «славный», что по смыслу соответствует арабскому имени Ахмад, а Ахмад и Мухаммад происходят от одного корня и, как известно, пророка Мухаммада именуют «прославленный», а Ахмад означает «славный». И этого оказалось вполне достаточным, чтобы Параклет – утешитель превратился в Мухаммада – пророка.

Одним из важнейших догматов является также догмат о предопределении, который пронизывает все вероучение ислама. Согласно этому догмату, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира Аллах сотворил перо, которому приказал записать всю грядущую, предначертанную им заранее, историю до судного дня. И эту историю никому не дано изменить. Согласно предопределению, каждому человеку предначертана его судьба, которая неотвратима. И даже смерть наступает в предопределенный богом срок: «Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком» (К.,3:139), то есть, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше.

Предопределенность судеб людских, притом абсолютная, четко обозначена и прописана в Коране во множестве айатов, из которых четко складывается своего рода формула предопределения: 1) если бы Аллах захотел, то он бы сделал вас одним народом и поставил бы на праведный путь, (но Аллах этого, как известно, не захотел); 2) Аллах одних людей направляет по праведному пути, других по грешному пути, и от этого не уйти, потому что 3) Аллах одних людей уже направил по праведному пути, других направил по грешному пути; 4) и, наконец, и главное: тех, которых

Аллах направил по праведному пути, никто не сможет сбить с него, а тем, которых Аллах направил по грешному пути, никто не сможет помочь и наставить на праведный путь. Наиболее четко это вытекает из следующих айатов Корана: 3: 25,124,139,148; 4: 81,90,142; 6: 39,111,125; 7: 154; 10: 100,107; 11: 120; 13: 27,30,33,39; 14:4; 16: 9,37,38; 17: 48,65,66; 45: 46 и многих других. Человек не может выйти за пределы предопределенного, его усилия в этом тщетны, ему остается только уповать на Аллаха, ибо никакие усилия не могут изменить предопределенного. Сами усилия человека также предопределены, но и они не могут повлиять на конечный результат, т.е. на то, что уготовано предопределением. Даже сам пророк Мухаммад, величайший из людей, не может избежать предопределенного. Один из хадисов гласит: «Когда в битве при Ухуде у пророка была рассечена кожа и сломан зуб, он воскликнул: «Как может преуспеть народ, который поранил своего пророка? И мгновенно ему было ниспослано Аллахом откровение: «В этом деле нет ничего в твоей власти» (К.,3: 128), хадис же приводится у Ал-Бухари, Муслима, Тирмизи и других мухаддисов. Правда, в Коране есть и такие изречения как, например, о Коране Аллах говорит Мухаммаду: «…Мы сделали его (Коран) светом, которым Мы ведем кого угодно из Наших рабов, и ты (Мухаммад) ведешь (людей) на прямой путь, путь Аллаха» (К.,43: 52-53). Вообще многие исследователи (А. Массэ, И. Гольдциэр, В.В.Бартольд и др.) отмечают, что проблема предопределения судьбы и свободы воли является одной из наиболее противоречивых в Коране.

Следует отметить, что толкование смысла этого догмата в раннем халифате менялось в зависимости от военно-политической конъюнктуры. Как уже говорилось, в начальный период, когда велись непрерывные войны, роковая неизбежность смерти в предустановленный Аллахом день и час, в совокупности с обещаемой Аллахом обильной добычи, прибавляли воину героизм, самоотверженность и бесстрашие. Но, когда в Халифате начались социальные противоречия, народные движения и восстания, человек должен был отвечать за свои действия и поступки, стало необходимым выдвинуть на передний план идею свободу воли, обязывающую человека нести ответственность за свои действия, совершаемые им по своей воле. И так после учения упомянутых мутазилитов в мусульманском мире утвердилось два противоречивых мнения: 1) человеческая судьба абсолютно предопределена Аллахом и 2) хотя Аллах предопределил заранее судьбу человека, но все же дал ему определенную волю, посредством которой он совершает греховные деяния, за которые и должен нести ответственность.

Одним из важнейших догматов ислама является также догмат об извечности, несотворенности и богооткровенности Корана, но эта проблема уже излогалась в параграфе «Источники вероучения ислама».