Возникновение и сущность иудаизма

Иудаизм – религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубежеII – I тысячелетий до н.э. Это одна из наиболее древних религий, сохранившаяся с небольшими изменениями вплоть до наших дней. Иудаизм – первая в истории человечества монотеистическая религия, сыгравшая чрезвычайно большую роль в общей истории религии, составив весьма существенный пласт в системе вероучения христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий. Название «иудаизм» происходит от имени одного из еврейских племен древности– племени иуды.

История древнейшего иудаизма прошла в основном те же этапы развития, что и история других первобытнообщинных культов. Первые достоверные сведения о евреях относятся к середине IIтысячелетия до н.э. В то время евреи, принадлежавшие к общесемитской группе народов, жили в Аравийской пустыне и на Синайском полуострове. Основным их занятием было кочевое скотоводство.

Основу организации общества составлял род во главе со старейшиной-патриархом, который пользовался непререкаемым авторитетом и неограниченной властью. Древнееврейские племена еще не знали социального разделения и частной собственности. Связь между членами рода была очень прочной, она основывалась на общей собственности, на совместном ведении родового хозяйства, участии в войнах и т.д. Низкий уровень экономического развития в этот период ставил евреев в большую зависимость от стихийных сил природы, что порождало представления о природе, якобы, заселенной добрыми и злыми духами. Поэтому их верования почти не отличались от верований других народов и племен, находившихся на стадии родового общества.

Древние евреи поклонялись духам предков и духам, олицетворявшим силы природы. Они верили, что злые духи уничтожают скот, навевают горячие ветры пустыни, засыпают песком колодцы. Беспомощные перед силами природы, они надеялись заклинаниями и жертвоприношениями умилостивить и отгородить себя от злых духов.

В Библии (в книге «Бытие») есть указание на то, что древние евреи поклонялись деревьям, рощам, камням, горам, животным, почитали луну, в ее честь произносили заклинания. Даже самое раннее изображение верховного бога Яхве делалось в виде льва или быка («золотого тельца»).

Религия древних евреев-кочевников приобретает иной характер после завоевания ими Палестины в XIII-XII вв. до н.э., которая была заселена племенем ханаанян. Ко времени прихода кочевых еврейских племен в Палестину, там уже существовали города с довольно многочисленным оседлым населением, занимавшимся преимущественно земледелием, виноградарством. Со временем кочевники-евреи, по примеру ханаанян, также стали заниматься земледелием и перешли к оседлому образу жизни. В ходе этого процесса постепенно происходило социальное расслоение родового общества. Благоговение перед силами природы постепенно переносится на ваалов, т.е. идолов – покровителей полей, оливковых рощ, а также на власть вождей и старейшин. Верховный бог иудеев Яхве, который первоначально представлялся как дух пустыни, теперь, в связи с переходом к оседлой жизни, стал почитаться как бог земледелия, посылающий дождь и карающий засухами.

Возникновение частной собственности на землю, скот, рабов привело к разложению родового общества на богатых земледельцев и рабовладельцев, с одной стороны и бедняков – свободных безземельных и рабов – с другой.

Эти важные изменения в общественной жизни древних евреев нашли свое отражение и в религии. Из сонма духов и богов, которым поклонялись равнинные еврейские племена и роды, выделился бог Яхве, который считался покровителем наиболее сильного и многочисленного племени Иуды. Это племя в последующем сыграло, важную роль в объединении древнееврейских племен, а бог этого племени - Яхве стал богом и покровителем всего еврейского народа и будущего израильского государства. С этого времени стали распространяться представления о Яхве, как о всемогущем творце Вселенной, царе всех других богов: «Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами», «высок над всеми народами…» - отмечается в Библии. В это же время возникает идея богоизбранности еврейского народа, которому, якобы, бог даровал «обетованную землю» - Палестину с рядом сопредельных территорий, где «текут реки меда и молока». «Ты избрал нас из всех народов, полюбил нас, благоволил к нам, освятил нас заповедями своими.» В этой молитве богу Яхве, составленной из библейских стихов, выражен иудейских догмат о «богоизбранности» еврейского народа. Следует отметить, что эта идея не являлась ни оригинальной, ни исключительно еврейской. В древности она имела широкое распространение среди народов Древнего Востока. Представления о том, что Яхве «избрал» израильский народ, назвав его «сыном своим», «первенцем», является отражением исторического процесса возникновения монотеизма и идеи единого бога - бога Яхве, как наиболее «надежного» из всех элохим (богов).

В ходе образования социально неоднородного общества около 1000 лет до н.э. образовалось Израильское государство во главе с царем Саулом.

Теперь, с образованием государства, имущие слои нуждались в аппарате религиозной пропаганды. Так возникает целая каста иудейских жрецов-профессионалов во главе с первосвященником, в этот же период царем Соломоном был построен знаменитый Иерусалимский храм. Иудейская религия уподобляет бога Яхве земному царю.

В I веке н.э. древнееврейское государство было покорено римлянами, уничтожившими Иерусалимский храм. Лишившись своей исторической родины и религиозного центра, тысячи евреев покинули Палестину и расселились в других странах (диаспора). Евреи диаспоры организовывались в религиозные общины – синагоги (греч. - собрание), которые выполняли не только религиозные функции, но и светские. Во главе общины стояли раввины (от древнееврейского рабби – учитель). Духовенство строго регламентировало жизнь верующих, ссылаясь на священные книги иудаизма.