Биологическая концепция

Сущность биологической, или биологизаторской, концепции заключается в том, что ее представители на место социально-исторических факторов развития ставили чисто биологическую природу человека. Исходя из этого, религия трактуется как порождение человеческих инстинктов, как особая форма реагирования организма на окружающие его предметы, явления и процессы.

Здесь следует отметить, что такая трактовка вопроса прослеживается в той или мной мере у многих авторов, принадлежащих при этом к различным идейным течениям.

Так, современный американский религиовед Г. Хогленд пишет: «Религия представляет кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь».1 Следует при этом иметь в виду, что чисто биологические объяснения не пользуются особо широким признанием. Чаще всего такое, чрезмерно преувеличенное значение биологическим факторам придается в совокупности психологическим анализом, т.е. в соответствии с объяснением природы психики человека, иначе говоря, биологическая концепция рассматривается в совокупности или в контексте психологической концепции. В целом же эта концепция причину религиозности видит в особенностях биологической адаптации человека к окружающей среде. И в этом же плане, поскольку религия рассматривается как следствие известных неотъемлемых биологических свойств человека, а эти свойства неотъемлемо будут сохраняться у человека извечно, то делается вывод о вечности и самой религии.