Антропологическая концепция

Во II половине XIX в. наметился кризис мифологической школы: она зашла в тупик вследствие безнадежности попыток объяснить все верования, народные обычаи и традиции, фольклор на основе древней астральной мифологии.

В этих условиях выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах попытался найти и обосновать антропологическую сущность религии. Выдвигая в качестве предмета религии человеческие потребности и интересы, философ утверждал, что «боги – воплощенные… осуществленные желания человек»1 т.е. сущность религии сводил к сущности человека, видя во всякой религии отражение человеческого бытия. Фейербах выдвинул идею, согласно которой не бог создал человека, а напротив, человек, создал бога по своему образу и подобию таким образом, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и свойства и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо – бога.

Фейербах стремился также выяснить, как в сознании человека формируется религия, какая роль в этом процессе принадлежит сознанию, его отдельным сторонам. По его мнению, религиозные образы создаются фантазией, но она не создает религиозный мир из ничего, а исходит из конкретной действительности, но, при этом, искажая эту действительность: фантазия загорается лишь от естественных и исторических предметов. Разделяя упомянутые выше теории невежества, обмана и страха, Фейербах утверждал, что эти стороны в совокупности с абстрагирующей деятельностью мышления и эмоциями порождают и воспроизводят религию на протяжении всей истории. Но эти факторы реализуются тогда, когда человек испытывают чувство зависимости от природы.

На основе антропологической теории Фейербаха, на той же идее человеческой природы, как источника религии, позднее возникает антропологическая школа, иначе называемая «анимистической теорией». Наиболее яркий и продуктивный представитель этой школы английский ученый Эдуард Тайлор (1832-1917) в качестве «минимума религии» рассматривал веру в «духовные существа», в души, духов и т.п. Зародилась же эта вера потому, что первобытного человека особенно интересовали те особые состояния, которые переживают временами он сам и его окружающие: сон, обморок, галлюцинации, болезни, смерть. Из этой веры в душу постепенно развились другие представления: о душах животных, растений, о душах умерших, об их судьбе, о переселении душ в новые тела или об особом загробном мире, где обитают души умерших. Души превращаются постепенно в духов, затем в богов, или в единого бога – вседержателя. Так из первобытного анимизма в ходе постепенной эволюции развились все разнообразные формы религии.