Государственные доходы и налоговое право.
Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими доходами, т.е. государственными доходами. Помимо этого собственными доходами располагают муниципальные образования.
Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его перераспределения через различные виды денежных поступлений в распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его основных функций.
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.
Разнообразные виды государственных и муниципальных доходов объединяются в систему государственных доходов.
Система государственных доходов — это совокупность различных видов денежных платежей (поступлений) в собственность государства и муниципальных образований, основанная на единых правовых принципах ее формирования и функционирования, и имеющая свою структуру.
Вопросы правого регулирования государственных доходов регламентируются Налоговым правом.
Налоговое право – это совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования денежных фондов государства.
Основным источником правового регулирования государственных доходов является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по следующим группам:
1. По социально-экономическому признаку в системе доходов государства и муниципальных образований можно выделить поступления:
- от государственного или муниципального хозяйства, (деятельность государственных и муниципальных предприятий), а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);
- от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
- от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
- от личных доходов граждан.
2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:
- федеральные;
- доходы субъектов Федерации (региональные);
- местные доходы муниципальных образований.
3. В зависимостиот юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений выделяются:
- налоговые;
- неналоговые платежи и поступления.
4. По порядку образования и использования выделяются:
- централизованные. К ним относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах.
- децентрализованные доходы. Это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, других организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды.