Государственные доходы и налоговое право.

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финан­совыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денеж­ных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими дохода­ми, т.е. государственными доходами. Помимо этого собственными доходами располагают муниципальные образования.

Государственные доходыэто часть национального дохода стра­ны, обращаемая в процессе его перераспределения через различные виды денежных поступлений в распоряже­ние государства с целью создания финансовой базы, необходимой для вы­полнения его основных функций.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы посту­пают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюдже­ты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Разнообразные виды государственных и муниципальных доходов объ­единяются в систему государственных доходов.

Система государственных доходов — это совокуп­ность различных видов денежных платежей (поступлений) в собствен­ность государства и муниципальных образований, основанная на единых правовых принципах ее формирования и функционирования, и имеющая свою структуру.

Вопросы правого регулирования государственных доходов регламентируются Налоговым правом.

Налоговое право – это совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования денежных фондов государства.

Основным источником правового регулирования государственных доходов является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по следующим группам:

1. По социально-экономическому признаку в системе доходов государ­ства и муниципальных образований можно выделить поступления:

- от государственного или муниципального хозяйства, (деятельность государственных и муниципальных предприятий), а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от привати­зации государственной и муниципальной собственности);

- от предприятий и организаций негосударственных форм собствен­ности (налоги, сборы, другие платежи);

- от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

- от личных доходов граждан.

2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:

- федеральные;

- доходы субъектов Федерации (региональные);

- местные доходы муниципальных образований.

3. В зависимостиот юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений выделяются:

- налоговые;

- неналоговые платежи и поступления.

4. По порядку образования и использования выделяются:

- централизо­ванные. К ним отно­сятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах.

- децентрализованные доходы. Это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, других организаций, ко­торые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды.