Управления требованиями к системе

Содержание этого этапа – это разработка стратегического плана, в процессе которой осуществляется предварительное планирование конкретной системы управления БД. Общая информационная модель, созданная на этом этапе, должна быть вновь проанализирована и если нужно – изменена на следующих этапах разработки проекта реализации. Планирование разработки состоит в определении трех основных компонентов:

1. Объём работы.

2. Ресурсы.

3. Стоимость проекта.

Планирование разработки БД должно быть связано с общей стратегией построения информационной системы организации. Важной частью разработки стратегического плана является проверка осуществимости проекта, состоящая из нескольких частей:

1. Проверка технической осуществимости – она состоит в выяснении вопросов: существует ли оборудование и программное обеспечение, удовлетворяющее информационной потребности фирмы?

2. Проверка операционной осуществимости, выяснение наличия эксперта и персонала, необходимых для разработки БД.

3. Проверка экономической целесообразности осуществления проекта. При исследовании этой проблемы весьма важно дать оценку ряда фактов:

1) Целесообразность совместного использования данных разными отделами.

2) Величина риска, связанная с реализацией системы БД.

3) Ожидаемая выгода от внедрения подлежащих созданию приложений.

4) Время окупаемости внедряемой БД.

5) Влияние СУБД на реализацию долговременных планов организации и т. д.

Планирование разработки БД также должно включать разработку стандартов, которые определяют, как будет осуществляться сбор данных, каким будет их формат, какая потребуется документация, как будет выполняться проектирование и реализация приложений. Для поддержки планирования разработки БД может быть создана корпоративная модель данных, имеющая вид упрощенной R-диаграммы. Если результат проверки осуществимости проекта оказался положительным, можно перейти к определению требований проекта.

На этапе определения требований к системе необходимо определить диапазон действия приложения БД, состав его пользователей и область применения. Определение требований включает:

1. Выбор целей БД.

2. Внесение информационных потребностей различных отделов и руководителей фирмы или предприятия.

3. Внесение требований к оборудованию и программному обеспечению.

При этом также требуется рассматривать вопрос: следует ли создавать распределенную БД или же центральную, и какие в рассматриваемой ситуации понадобятся коммуникационные средства, написать краткий комментарий, описывающий цели системы?

Прежде чем приступить к проектированию БД важно установить границы исследуемой области и способы взаимодействия приложения с другими частями информационной системы организации. Эти примечания, разрабатываемой системы не только текущих пользователей и области применения разрабатываемой системы, должны охватывать и будущих пользователей и возможные области применения.

Сбор и анализ требований пользователя– это предварительный этап концептуального проектирования БД. Проектирование БД основано на информации по той части организации, которая будет обслуживаться БД. Информационные потребности выясняются с помощью анкет, опросов менеджеров и работников фирмы или отчетов и форм, которыми пользуются в текущий момент.

На данном этапе необходимо создать для себя модель движения важных материальных объектов и уяснить процесс документооборота. По каждому документу необходимо установить периодичность использования, определить данные, необходимые для выполнения выделенных функций (анализируя существующую и планируемую документацию, выясняя, как получается каждый элемент данных, кем получается, кем контролируется). Самое пристальное внимание должно быть уделено дублированию информации, возможному появлению ложной информации и причинам, которые ведут к их появлению. Также на этом этапе желательно предусмотреть общие параметры создаваемой БД. На этом этапе собранная информация о каждой области применения приложения и пользовательской группе должна включать в себя следующие компоненты:

· Исходную и генерируемую документацию;

· Подробные сведения о выполняемых транзакциях;

· Список требований с указанием их приоритетов.

На основе всей этой информации будут составлены спецификации требований пользователей в виде наборов документов, описывающих деятельность предприятия с разных точек зрения. Формализация собранной на этом этапе информации может быть повышена с помощью методов составления спецификаций требований, таких как:

· Технология структурного анализа и проектирования;

· Диаграммы потока данных;

· Различные графики.