Молодежная субкультура.
Это один из типов дифференциации молодежи. Более того в зарубежной социологии взаимодействие поколений раскрывается через трактовку молодежной культуры. Она рассматривается как особая форма организации молодежи, автономное образование внутри господствующей культуры с определенным стилем жизни и мышлением ее носителей. Через это раскрывается ее место в культуре общества. Молодежная субкультура возникла как негативная реакция на господствующую в обществе культуру. Развитие представлений о молодежной культуре, например, в американской социологии шло так:
4. 1950 гг. – концепция «культуры ганга» (с анг. Gang – шайка, банда, группа). Молодежная культура – это преимущественно культура подростков с отклоняющимся (преступным, делинкветным) поведением. Она устойчива у молодежи низших слоев общества;
5. 1960 гг. – концепция «субкультуры» (суб – под) акцент на своебразие, отличие молодежной культуры от культуры взрослых и многообразие молодежных субкультур;
6. конец 60 – 1970 гг. – концепция контркультуры. Культура протеста и неравенства. С этим выступили молодежные движения – антивоенные, экологические. Они критиковали буржуазный образ жизни, массовую культуру и воспевали индивидуальную свободу. Борьба шла через шокирующее нарушение общественных приличий. Подчеркивалась враждебность молодежной культуры, протест против культуры взрослых. Молодежная культура утвердилась через молодежную революцию.
7. 1980 – 90 гг. – возврат к концепции молодежной субкультуры. Акцент делается на разнообразие молодежных субкультур и специфику культуры отдельных групп молодежи.
В качестве черт молодежных субкультур выделяют:
- специфические своеобразные нормы и ценности;
- специфический язык и жаргон;
- особые каналы коммуникаций (аудиовизуальные средства, тусовки);
- своеобразный стиль жизни (одежда, жесты, ритуалы);
- чувство принадлежности к группе, солидарность с ней;
- свои критерии статуса, престижа;
- особая роль лидера в группе;
- свои институты;
- язык.
Развитие субкультурных процессов в молодежной среде России, например, в 90-е годы характеризуется:
- формированием территориальных группировок (люберы, казаки и превращением их в криминогенные);
- многообразием стилевых группировок (рокеры, спортивные фанаты, хиппи, панки, металлисты и т.п.);
- деполитизацией большинства молодежных группировок, усилением религиозных групп (белое братство, кришнаиты);
- снижением возраста участников (большинство до 20 лет).
В субкультурном подходе к молодежи есть три точки зрения:
- критическая, осуждающая (потерянное, равнодушное, взрывающее поколение), но это неверие в будущее общества;
- восторженно-оптимистическая идеализация и захваливание («молодым везде у нас дорога», «молодежь – наше будущее»). Это - заигрывание, популизм;
- позитивно-объективная, когда отмечаются слабые и сильные стороны, ведущие формы жизнедеятельности.
В молодежной субкультуре преобладают стереотипы, она носит групповой характер, во многом суррогатна, наполнена искусственными заменителями реальных ценностей, призрачным участием, бегством от реальной действительности, иллюзорностью. В соответствии с подходами выстраиваются и стратегии отношения к молодежной культуре.
Особенности молодежной субкультуры вытекают из:
- попыток формирования собственного мировоззрения, оппозиционного старшим поколениям;
- склонности к инноватике и творчеству;
- непризнания авторитетов;
- стремления к автономии и независимости;
- экономической несамостоятельности и меньших прав и обязанностей, но попыток играть роль взрослых.