АДВОКАТОВ И ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ

 

С 1 января 2011 г. адвокаты и частные нотариусы регистрируются в органах ПФР для целей:

- обязательного пенсионного страхования;

- обязательного медицинского страхования.

Регистрация в отделениях ПФР в целях обязательного медицинского страхования предусмотрена Законом N 326-ФЗ (ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 53 данного Закона).

 

Примечание

До 1 января 2011 г. адвокаты и частные нотариусы должны были регистрироваться в ТФОМС в качестве страхователей по ОМС. Для этого необходимо было подать заявление по форме, содержащейся в Приложении N 2 к Правилам регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 570, не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката или назначения на должность нотариуса (п. п. 8, 9 Правил N 570).

К заявлению нужно было приложить копии документов, перечень которых содержится в абз. 3, 4 ч. 1 ст. 9.1 Закона N 1499-1, п. п. 8, 9 Правил N 570.

Заявление представлялось в ТФОМС по месту жительства. Исключением являлся случай, когда адвокат ведет деятельность в другом месте. В такой ситуации он подавал заявление в ТФОМС по месту осуществления деятельности (абз. 4 ч. 1 ст. 9.1 Закона N 1499-1, Письмо ФФОМС от 19.02.2010 N 750/20-1/и).

 

Если вы получили статус адвоката или назначены нотариусом, обращаться с заявлением о постановке на учет в территориальное отделение ПФР не требуется. ПФР зарегистрирует вас на основании сведений, представляемых органом юстиции, в пятидневный срок с даты получения указанных сведений.

Такие правила установлены ст. 34 Закона N 169-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 июля 2011 г. (п. 1 ст. 74 Закона N 169-ФЗ).

До 1 июля 2011 г. порядок постановки на учет в территориальном отделении ПФР был иным: адвокаты (нотариусы) должны были встать на учет в качестве страхователей самостоятельно (абз. 3, 4 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, п. 6 Порядка N 197п).

Для регистрации в ПФР они должны были подать заявление в отделение фонда по месту их жительства.

Срок направления заявления - 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката или назначения на должность нотариуса (п. п. 3, 5 Порядка N 197п).

Форма заявления приведена в Приложении 1 к Порядку N 197п.

К заявлению следовало приложить заверенные копии следующих документов (абз. 3, 4 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, п. 6 Порядка N 197п):

а) если заявление подает адвокат - копию удостоверения адвоката;

б) если заявление подает нотариус - копию документа, подтверждающего назначение его на эту должность (приказ территориального органа Минюста России в субъекте (субъектах) РФ о назначении на должность нотариуса);

в) вне зависимости от того, кто подает заявление:

- копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих регистрацию по месту жительства (например, копию паспорта);

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Если вы привлекаете в своей деятельности работников по трудовым, гражданско-правовым или авторским договорам, то вам необходимо дополнительно зарегистрироваться в органах ПФР по этому основанию. Порядок такой регистрации тот же, что и для индивидуальных предпринимателей. Он рассмотрен в разд. 2.5.3 "Регистрация (постановка на учет) индивидуальных предпринимателей".

Регистрироваться в отделении ФСС РФ по общему правилу не нужно.

Однако, если адвокат или нотариус принимает на работу физических лиц, ему следует подать в орган ФСС РФ по месту своего жительства заявление о постановке на учет (пп. 2 п. 2 Порядка N 959н). Сделать это нужно не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником (п. 6 Порядка N 959н).

Форма заявления содержится в Приложении N 2 к Административному регламенту ФСС РФ, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 N 1054н.

 

Примечание

С образцом заполнения указанной формы заявления (на примере индивидуального предпринимателя) вы можете ознакомиться в приложении 7 к настоящей главе.

 

При его подаче необходимо предъявить паспорт и представить копии <2> (п. 11 Порядка N 959н):

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- трудовых книжек нанятых работников.

--------------------------------

<2> Копии указанных документов могут заверить сотрудники отделения ФСС РФ, если предъявить им подлинники (п. 14 Порядка N 959н).

 

Обращаем ваше внимание на то, что в последующем при принятии новых работников регистрироваться в фондах уже не нужно.

О регистрации вас в качестве страхователя органы ПФР и ФСС РФ сообщают уведомлением (п. 8 Порядка N 197п, п. 15 Порядка N 959н). В этих документах должен быть указан ваш индивидуальный регистрационный номер в каждом из фондов (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности).