Виды и формы международно-правовой ответственности.

Видами ответственности являются: материальная и нематериальная(политическая). Материальная ответственность может повлечь и политическую. Комиссия международного права (КМП) называет формы ответственности или формы возмещения.

Государство – потерпевшее в праве получить от государства – нарушителя:

Реституцию в натуре, т.е. возвращение (восстановление) в прежнее состояние неправомерно захваченного имущества, оборудования, худ. ценностей, транспортных средств и т.д.; или вправе получить компенсацию за ущерб. Когда ущерб не покрывается реституцией (включая %, упущенный выгоды). Компенсация – это репарация в форме выплат денег за ущерб.

С реституцией могут быть связано, например, освобождении незаконно занятой территории и несении расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтаж поселений, установок и т.д. Однако реституция может выйти за рамки простого возмещения. Ими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Международное право отвергает военные контрибуции как дань победителю. (Версальский мирный договор уже их не предусматривал).

Сатисфакция- удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного в нарушении чести, достоинства, политических интересов. Она может выражаться в таких формах как сожаление, сочувствие, соболезнование, извинения, признания неправомерности своих действий; заверения или гарантии неповторения. Могут издаваться специальные акты для выполнения обязательств.

Чрезвычайные сатисфакции - временные ограничения суверенитета и правоспособности государства (приостановления деятельности органов власти; реорганизация политической власти; оккупация части (всей) территории, демилитаризация вооруженных сил и др.)

Примером может послужить Берлинская (Потсдамская) конференция 1945 г., когда был создан контрольный совет вместо германского правительства, подчиненного режиму послевоенной оккупации.

- Чрезвычайная репарация– ограничения правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Цель – возместить материальный ущерб и исключить международные преступления. Так от Германии после Второй мировой войны явилось отторжения г. Кенигсберга и прилегающей к нему район Восточной Пруссии по решению Потсдамской конференции от 01.08.45 г., как особая форма ответственности Германии (Калининградская область).

Осуществление ответственности – основная проблема реализации этого института международного права. (в стадии становления)

Обобщая существующую практику можно отметить два основных способа:

-добровольный (согласительный) и с помощью принудительных (обязательных) мер.

 

Институт ответственности включает такие санкции как:

Контрмеры (санкции) – это право потерпевшего, оно может и не применять их. Это переговоры, процедуры урегулирования споров; нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств; ущемления основных прав человека и др.

Практика выделяет два вида санкций (контрмер):

- индивидуальные (самопомощь); так же имеющие формы: это- реторсии; репрессалии, непризнания, разрыв отношений, самооборона.

- коллективные (в рамках международных организаций): отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения; коллективные вооруженные меры.

Рассмотрим несколько из них:

Реторсии– принудительные меры в ответ на недружественный акт (ограничение импорта, повышение таможенных пошлин; изъятие вкладов из банков; отзыв посла).

Репрессалии – принудительные меры ограничивающие права другого государства (бойкот, эмбарго, прекращение договора. Запрещена бомбардировка, интервенция, мирная блокада. (Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и Декларации 1970 г.)

Непризнание – отказ признавать ситуацию (противоправность договора, разрыв дипломатических и консульских отношений, приостановление членства, противоправность режимов, территориальных изменений и т.д.)

Самооборона это особый вид санкций в ответ на вооруженное нападение (ст.51 Устава ООН).

Могут быть использованы коллективные принудительные меры с применением вооруженных сил.

Здесь велика роль СБ ООН (ст.42 Устава ООН) в применении необходимых сил для установления мира и безопасности.

Таким образом, контрмеры – это целый комплекс принудительных мер, выполняющих функцию защиты государства. При этом основная роль отводится самому потерпевшему государству в порядке самопомощи.

Процессуальный механизм урегулирования. Он заключается в договорном оформлении процессуального действия. Трудно заставить государство – нарушителя выполнить обязательства без договорной основы. Урегулирование споров осуществляется путем: переговоров, добрые услуги, посредничество, примирение, согласительные комиссии, арбитраж, судебные процедуры.

Вопрос судебных процедур Международного суда (МС) до конца не решен. МС: - принимает дела, переданные обеими конфликтующими сторонами; или признания юрисдикции суда одной из сторон на рассмотрения дела по заявлению другой стороны; не решен вопрос признания МС решения арбитражного суда по заявлению одной из сторон.

Подобную юрисдикцию МС признают не все государства. В настоящее время решается вопрос расширения признания на универсальной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.

Что касается международной уголовной ответственности физических лиц за международные преступления, то она будет решаться после создания Международного уголовного суда.

 


[1] Ануфриева Л.П. «Соотношение международного публичного и международного частного права»; Журнал Российского права; 2001 г. № 5

[2] Вестник МИД РФ 1991 г. №20 ст.22

[3] Клименко Б.М., Государственная территория, М, 1974 г.

1 Венская конвенция «о праве международных договоров», 1969 года.

[4] Верительная грамота – от глагола «верить» – дипломатический документ, официально удостоверяющий юридический статус назначаемого (аккредитируемого) дипломатического агента в качестве полномочного представителя главы направляющего государства. Поверенным в делах выдаются вместо ВГ письмо МИД аккредитирующего государства МИД принимающей стороны.

[5] Отзывная грамота – официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе принявшего государства об отзыве этого представителя с занимаемого поста.

2 ФЗ от 13.10.95 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности РФ» (СЗ РФ №42-95г ст.3923; №28-97г. ст. 3305; №7-99г. ст.879.)

1 ФЗ РФ от 19.07.98 г. «о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» (СЗ РФ №30-98 г. ст.3810)

2 ФЗ РФ от 4.01.99г. «о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » (СЗ РФ №2-99 г. ст.231)

3 Закон РФ «об обороне» от 24 сентября 1992 г.

4 Там же

1 Ратификация – от латинского «утвержденный», то есть утверждение международного договора Советом Федерации. Ратифицированная грамота – документ, подтверждающий ратификацию международного договора правомочным органом, подписывается Президентом РФ и Министром иностранных дел.

return false">ссылка скрыта

2 Денонсация – правомерный односторонний отказ государства от договора на условиях прямо предусмотренных в его тексте. Обычным условием является уведомление одним государством другого участника договора о времени прекращения (6 месяцев) для другого государства действия договора.

3 Указ Президента РФ от 14 марта 1995 г. № 271 «Об утверждении положения о министерстве иностранных дел РФ» (СЗ РФ № 12-95 г.)

4 ФКЗ «О Правительстве РФ» (СЗ РФ №51 – 97 г.; № 1-98 г.)

5 «Положение о министерстве иностранных дел РФ» Указ Президента РФ от 14.03.95 г. (СЗ РФ № 12-95г.)

1 п. 8 Положения о МИДе РФ.

1 Сондровский К.К Специальные дипломатические миссии Киев 1977 г.

2 Венская конвенция «О дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961 г., Международное право в документах Москва, юридическая литература, стр. 124

1 Международное право, в документах. Н.Г. Блатов, изд. «Ю.Л.», 1982 год., стр. 124

2 Международное право в документах. Изд. «ЮЛ»; 1982 год стр. 158, 159, 162.

1 Закон РФ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах».

2 Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. №375 «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ».

3 Положение о Министерстве юстиции РФ, ст.16.

1 Положение о Международно-правовом управлении Минюста РФ. Приказ Минюста РФ от 10 марта 1994 (Бюл. Минюста, 1994).

1 ФЗ РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 (СЗ №2-99).

 

 

1 Положение «О посольстве РФ» СЗ РФ 1996 №45.

2 См. Федеральный закон РФ от 4.01.99 №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» СЗ РФ 1999 №2 ст.231.

3 ПП РФ от 5.01.95г. №10 «Об утверждении положения о представителях МВД РФ в зарубежных государствах» (СЗ РФ 1995г №3)

5 Положение о торговых представительствах (советников) за границей.

1 См. Положение «О Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве», утв. Указом Президента РФ от 7.09.99 №1180.

2 См. Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов, СЗ РФ 1999 №42.

3 См. СЗ РФ 1996 №12.

4 См. СЗ РФ 1996 №45.

5 Приказ МИД РФ от 14.08.96 №6430.

6 См. СЗ РФ 1998 №45.

1 См. постановление правительства РФ от 24.06.98 «О преобразовании торговых представительств РФ в ряде иностранных государств и аппарат торговых советников посольств РФ в торгово-экономические отделы».

2 Положение О Посольстве РФ, СЗ РФ 1996 №45.

1 СЗ РФ 1999 №2 ст.231.

1 Конституция РФ ст.85 ч.1; ФЗ РФ от 10.02099 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (РГ №30 от 17 января 1999).

1 Там же ст.85 ч.2.

1 «Положение о Мин эконом развития торговли РФ» (утв. пост Правительства РФ от 21.12.2000г №990)

1 Ст. 52, 53 ФЗ РФ «О Центральном банке РФ».

2 Закон РФ от 9.10.92 №3615-1.

1 СЗ РФ 1995г №18; 1997г №9,18 ст.20, 99.

[6] Экономика и жизнь. №15-1993.

1 Экономика и жизнь. №32-34-93.

1 СЗ РФ, 1993г №20 ст.71, 83

1 ФЗ РФ от 4.05.2000г. «О пограничной службе РФ». СЗ РФ 2000г. №19 ст. 2021.

1 СЗ РФ 1995г. №42 ст. 3923; 1997г. №28 ст. 3305; №7 1999г. ст.879.

1 .В 1995 году в ГТК входила 15 региональных таможенных управлений (12 территориальных и 3 специализированных), 406 таможенных складов, 144 таможенных поста (192 пограничных, 299 внутренних и 12 акцизных)

1 СЗ РФ, 1997г. №30 ст.3586

2 Общие положения о региональном таможенном управлении РФ; Общее положение о таможни РФ; О таможенном посте РФ (Российские вести 1996г. за 18 и 25 апреля, СЗ РФ,1994г. №27 ст.2855) .

1 ВСНД, 1992г. №45 ст.2542

1 ФЗ РФ от 12.08.1995г. «Об оперативной розыскной деятельности», СЗ РФ,1995г. №33; СЗ РФ 1997г. №29; 1998г. №30; СЗ РФ №2-1999г.

1 ВСНД 1991г. №16; СЗ РФ 1996г. №48 ст. 5456.

1 Рос. Газета 1998г. 22 апреля.

1 Россия является участницей, Венская конвенция была ратифицирована в августе 1990г. и с 1 сентября того же года ее правила действуют в России

2 ФЗ от 8.07.1997г., рос. Газета №133 от12.07.97г., с изменениями ФЗ от10.02.99г. Рос. Газета №30 от 17.02.99г.

1 Экономика и жизнь №35 1996.

2 Экономика и жизнь №47 1996.

3 Экономика и жизнь №52 1996.

4 Экономика и жизнь №2 1997.

1 Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867 «О структуре федеральных органов государственной исполнительной власти».

2 Утверждено Постановлением правительства РФ от 6.06.97 №679, с изменением от 2.12.2000 (СЗ РФ 1997 №24).

3 Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей от 15.04.93 (ВСНД 1993 №20 ст.718).

1 Федеральный закон от 24.05.94 №99-ФЗ «О поддержании соотечественников за рубежом в области культуры, языка и образования

2 Приказ МИН культуры РФ от 28.04.99г. №383 «Об утверждении экспертов министерства культуры РФ»

1 ВСНД РФ 1992г. №46; СЗ РФ №26.

1 СЗ РФ 1995 №1 ст.2

2 СЗ РФ 1996 №22 ст.2591.

1 ВСНД 1993 №20 ст.718.

2 САПП 1993 №2; (с изменением ВСНД 1992 №7 ст300; СЗРФ 1995 №3 ст16, №24 ст.2256, №30 ст2370; 1996 №1 ст.4)

3 СЗ РФ 1995г. №33.

4 СЗ РФ 1994 №14 ст.1631.

[7] СЗ РФ 1994 №14 ст1635.

[8] См. там же.

1 СЗ РФ 1996 №35 ст3146.

2 СЗ РФ 1996 №3, 1997 №47 ст5341.

1 СЗ РФ 1996 №35 ст.4137.

1 СЗ РФ 1996 №16 ст1845, №31 ст.3093..

3 Указ президента РФ от 17.05.2000 №867 «Положение о Министерстве промышленности, науки и технологий РФ. Постановление Правительства РФ от 12.09.97 №1158, СЗ РФ №97, №38 ст.4382.

1 Российская газета. 3 декабря 1996 г.

2 Хозяйство и право. №7. 1998.

1 Российская газета. 10 октября 1996.

2 Российская газета. 10 октября 1996.

1 Российская газета. 21 марта 1996.

2 там же – 3 декабря 1996г.

3 Экономика и жизнь №21 1997г.

1 Правовое регулирование туристско-экскурсионных услуг (Экономика и жизнь 1996г. №44, стр.35).

2 Российская газета №30, 17.02.99.

1 СЗ РФ, 1995 №42, №28; 1995 №7 ст.879.

2 СЗ РФ, 1998 №30, ст.3610.

1 утв. Приказом МО РФ от 10.12.2000г. №575

1 Распоряжение Правительства РФ от 4.09.99г. №1377 «МОРФ и Росавиакосмическому агентству об оказании ВС РФ услуг по подготовке, запуску и эксплуатации космических аппаратов «Фотон» и «Ресурс-ФМ»

1 Положение о МО РФ, утв. Указом Президента РФ от 11.12.98г. №1357.

2 См. Федеральный закон от 13.10.95г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (СЗ РФ 1995 №42; 1997 №28; 1999 №7), КФЗ «О Правительстве РФ»; ФЗ от 19.07.98 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», СЗ РФ 1998 №30 ст.3610), ФЗ РФ от 9.07.99 «Об иностранных инвестициях в РФ» СЗ РФ 1999 №28 ст.3943; ФЗ РФ от 18.07.99 «Об экспортном контроле»; Закон РФ от 10.06.93 «О сертификации продукции и услуг» (СЗ РФ 1996 №1, 1998 №10, №31).